=22=
мироздания, является для Дионисия, как и для всех христиан, одной из двух форм Божественного откровения — откровением естественным, книгой природы, возвышающей мышление человека от творения к Творцу.
   С чем связано появление феномена "развития" в музыке нового времени? Когда произведение уподобляется тварному миру, а сочинитель — Творцу, то и в само духовное содержание музыки включается время. В средневековой музыке — не так. Озаренная светом вышеестественного евангельского откровения, погруженная в молитву и питаемая энергиями благодати, вся она — не во времени, а в вечности. Времени принадлежит лишь ее физически звуковое развертывание, но дух ее — в вечной божественной любви. Состоянием сердца, его чистотой определяется мера слышания. Святым в песнопениях литургии непосредственно открывался вид поющего ангельского лика. Св. Игнатию Богоносцу, ученику Иоанна Богослова, услышалось, что ангелы поют антифонно. От слышания неизреченной красоты принимались христианской культурой и все интонационные характеристики ангелогласного пения. Звучание органа, вторгшись в тайну вышеестественного общения с Творцом (православная Русь, испробовав в начале XVI века орган, в конечном счете духовным чутьем своим отвергла его), словно бы зримо представило слушателям вдохновляющее и поражающее величие творения. Из этого зародыша сенсуалистического пространства-времени родился феномен развития. Произведение невольно уподобило себя космосу. Композиторский слух, охватив в едином акте восприятия будущее творение и неповторимый его дух, свертывал его образ ж ключевых интонациях (синеликсис):
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *