=577=
залы в последние годы множатся; в Москве, например, за 1990-е годы их появилось не менее сотни). И эти слушатели – уже не совсем «публика», не та платежеспособная аудитория, которой надо показывать товар лицом.
Кстати, лицом-то показать товар все реже получается – даже и в самых парадных залах и на самых-самых престижных гала-концертах. А когда получается, то лица-то этого и не замечают
4
. Замечают затратный дизайн буклетов, богатую обивку лож и эксклюзивные люстры. Что подчас выручает: лишь неизменно блистательная люстра показывала высокий класс в Большом театре на транслированных в живом эфире государственного телеканала провальных гала-концертах в честь юбилея М. Плисецкой и самого ГАБТа.
* * *
И вновь о звуке. Парадный лоск, вынесенный на суд публики, уже и в звукозаписи кажется не слишком обязательным, почти
сомнительным – чуть ли не пошлым технологическим «Hi-Fi-листерством» (от Hi Fi Stereophonie)
5
. В последние годы, когда CD-индустрия в поисках уменьшения затрат схватилась за старые радио – и телезаписи с живых концертов, шорохи и призвуки, естественные дисбалансы и спонтанные акценты живого исполнения постепенно входят в норму
6
. К тому же перфекционизм отмонтированных фонограмм, предполагающий, что музыку слушает необозримо-громадная аудитория, находящаяся в идеальной акустической позиции (т. е. что публика вездесуща и абсолютна, как Господь Бог), начинает понемногу раздражать исполнителей, и они сами садятся за звукорежиссерский пульт. Что же касается композиторов, то К. Штокхаузен уже давно выступает в составе своего ансамбля в качестве автора-звукорежиссера, который в
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *