=576= благодушного, трезвомыслящего Гайдна, – уж кто-кто, а он был предельно далек от стремлений к разнузданной власти над коллективизируемыми душами. В музыке поставангарда звучание окрашено не эмоциональными колебаниями, а символическими нагрузками. Эмоциональные состояния, конечно, есть. Но они «прямые», «открытые», как белый звук. Даже если это ужас и бешенство (как в громадных кульминационных плато симфоний Бориса Тищенко), в них нет «внутреннего», эгоцентрического эффектного самовзвинчивания. Концептуально реконструируется или бессознательно нащупывается то объективное понимание звука, которое существовало в космологически ориентированной древности 1 , а впрочем, не было чуждо и раннему романтизму 2 . Звук – онтология 3 . Звук может быть «белым», потому что означает «белый свет», бытие-мироздание. Белый – не значит плоский, бесстрастный, статичный. Поставангардистский тип звучания отмечен отстраненно-глубокой интенсивностью: интенсивностью течения реки, восхода луны или заката солнца. Собственно человеческое измерение этого звука состоит в ясности атаки – в решимости быть. Даже в решимости как состоянии самого бытия, в которое включен человек. Нерешительность, сомнение, скепсис утратили в музыке эстетический интерес. * * * Психологизм истончился, почти исчез. Дело за вторым членом традиционной филармонической пары – широкой публикой. Для того чтобы произведение состоялось как культурный факт, аншлаг уже не обязателен. И вместительный зал не обязателен. Достаточно камерного, клубного пространства, вмещающего не сотни, а десятки человек (между прочим, камерные<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *