=561=
музыкальной истории, из которых «соподчинено» произведение). Но звучать неслышимо, «в духе» – как богослужебный напев для церковного распевщика, вглядывающегося в Книгу, над которой поет.
Мартынов –
еще
композитор, который
уже
«поет над книгой». Отсюда – необычно весомая для современных авторов роль мелодического начала в его сочинениях
4
.
* * *
Одна из книг, пропетых Мартыновым, – Книга пророка Иеремии
5
. В 1992 году завершена грандиозная (90 минут) оратория «Плач Иеремии». В оратории нет ничего, кроме мелодий. Вертикальные комплексы складываются из сочетания мелодических линий. Сочетание же задано каноническим текстом.
До Мартынова композиторы (от англичанина Томаса Таллиса в XVI в. до И.Ф. Стравинского в 1958 г.) обращались к этой части Ветхого Завета, используя лишь фрагменты текста. Мартынов впервые поставил задачу музыкально интерпретировать весь текст целиком – последовательно и дословно, и даже буквально.
В христианской догматике Иерусалим, разрушение которого оплакивает пророк, – многоуровневое понятие. Одна из символических его ипостасей – земная Церковь. Разрушение Иерусалима означает расцерковление мира. Плач об Иерусалиме – плач о мире, утратившем духовные скрепы. Но выстроен ветхозаветный текст Плача так, что скрепы даны. Все пять глав Книги Иеремии представляют собой вариантное повторение одних и тех же символов, образов, выражений. И не просто повторение. В каждой главе (кроме третьей) по 22 стиха. Каждый стих начинается с одной из 2 2 букв древнееврейского алфавита. Начальные буквы стихов шифруют (по принципу акростиха) ключевое высказывание.

<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *