=486=
которым не может сравниться никакая фантастическая сказка. Там растут китайские деревья, прибавляющие в 13 дней толщину дуба, считающего себе сотенку-другую лет <…>; там есть неизносимые платья, шляпы, на которые пропущен был, с согласия Англии, Атлантический океан, и они выдержали опыт; несгораемые свечи, сапоги, излечивающие подагру…»
(Анненков П.Б.
Парижские письма. М.1983. С. 54). Между двумя классическими видами
утопий

ретроспективными
(былые славянофилы, нынешние фундаменталисты, религиозные или коммунистические) и
перспективными
(былые коммунисты, нынешние глобалисты, как либеральные из МВФ, так и тоталитарные – исламские интегристы) незаметно и прочно угнездилась утопия не ретро – и не пер-спективная, но
а-спективная.
Aspectus – вид, зрелище; а если еще из значений латинского «specto» выделить «имение в виду цели», то «аспективный» будет значить такое зрелище, которое поглотило цель и само себе цель. Целей нет, потому что все желаемое и должное наличествует, все мечты сбываются. Идеал осуществлен полностью, как в традиционных утопиях, но осуществлен не в «Утопии», не «в месте, которого нет», а топологически здесь, на любом месте, которое есть. Получается утопия в квадрате: нет места для места, которого нет.
ГИМНИЧЕСКОЕ: ЭНТУЗИАЗМ И ОПАСНОСТЬ
Горячечно-бесплодная дискуссия вокруг старого советского/нового российского гимна показательна. Не только для оценки отечественной социальной и идеологической обстановки, но и для оценки гимна как культурной константы.
Вообще-то дискуссия была пустой.
Спорщики оперировали в основном текстами. Гимн Александрова
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *