=476=
Не благостно-комфортное, а отрешенно-сосредоточенное, но все же «Да!», а не «Нет!».
* * *
В 1970-е годы в музыке возникает новое базовое переживание, новый тон настройки творчества и восприятия. Речь идет о фундаментальном чувстве, предваряющем музицирование, являющемся его духовной и душевной основой. Таких аксиом в мире музыки немного. В горизонте европейской композиции до 70-х выделялись всего только две.
С начала опус-м
  
узыки и до рубежа XVIII-XIX веков аксиоматический настрой музыки –
служение
:

благоговейное – у церковного алтаря; этикетное – у светского трона. Все музыкальные послания, дошедшие до нас от времен Перотина и до эпохи Баха, так или иначе выражают посыл служения. Да и в конкретно-житейском плане музыканты
служили.
Гайдн лишь под конец жизни был отпущен кн. Эстерхази на свободные заработки. Тип свободного художника в качестве высокой нормы утвердила биография Бетховена.
Усвоение музыкантами статуса свободных художников совпало с распространением общедоступных концертных залов и оперных театров, с формированием нового адресата композиторского творчества – широкой публики и с перенастройкой звучания на
эхо зала
(см. подробнее в разделе «Прямосознание и мичуринская правда музыкальной истории»). Служению пришлось посторониться и пропустить вперед новую аксиому:
привлечение внимания.
До того как сообщить нечто авторски-задушевное, музыкальный язык должен был войти в роль «души общества», «общественной души», или, по формулировке Гегеля, «концентрированного сердца». Быть в центре (а точнее – центром) общения, притягивать внимание
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *