=472=
катастрофические кульминации» (В.Н. Холопова)
2
. «Мир – это система ужаса, но мыслить мир как систему значит оказывать ему слишком много чести, потому что <…> суть мира – это
не
– суть»
3
.
Еще недавно музыка настраивалась на хорошо темперированное «Нет!». Когда ей случалось соскользнуть в позитивно-натуральный строй, «Нет!» в нее встраивали и вслушивали.
* * *
«Нет!» – всевозможным оковам. Но получилось что-то вроде «клин клином». Главные итоги авангардистских деструкции традиции: звук (субъект музыкального движения) превращается во «всё» (не только в шум, но в жест, картинку, запах, осязаемый предмет, виртуальный концепт); форма (система пределов, в которых движется звук) нестационарно начинается и заканчивается, все функциональные позиции в ней вариабельны. Первое можно понять как торжество личной инициативы, отрицающей любые пределы. Второе моделирует произвольное полагание пределов.
Диалектическое столкновение обеих либерально-индивидуалистических экстрем произошло в «Структурах» (1952 – 1961) Пьера Булеза, «Группах» (1957) Карлхайнца Штокхаузена, «Вариантах» (1956-1957) Луиджи Ноно.
Перечисленные сочинения – совершенные образцы всепроникающей организации, в основу которой положен чистый произвол
4
. Свобода, во имя которой воздвигался огромный храм музыкальной «нет-героики», в них абсолютно и исчерпывающе осуществлена. По инерции после «Структур», «Вариантов» и «Групп» базилику свободы продолжали достраивать – добавляли лепнины на фасаде, колонн при входе, наращивали башенки. Но в несущих конструкциях для новых «Нет!» уже не было места.
* * *
Более
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *