=470=
звучащая природа). Тарнопольский называет сочинение именем древнегреческой прорицательницы: соединяет эсхатологическую символику Вагнера с равнодушной к историческим судьбам медитацией минимализма; превращает минималистский «не-язык» в вещую речь.
* * *
Переход от «музыки о музыке» к «языку не-языка» предстал в оркестровом сочинении «Дыхание исчерпанного времени» (1994).
В комментарии автора читаем: «Музыка родилась из дыхания. Дыхание – первое проявление жизни и ее же последний знак <…> На рубеже тысячелетий невольно думается о том, что время имеет свое дыхание, гигантские фазы которого мы не в состоянии постигнуть. И сегодня кажется, что какой-то важный его период исчерпан»
2
.
Исчерпанию времени посвящена опера «Когда время выходит из берегов» (1999): три акта – три проигрывания одной и той же ситуации с постепенной деконструкцией звуковой ткани.
Между прочим, первое в авторском списке сочинение называлось «Пролог» (1978)…
Быстро (меньше чем за два десятилетия) закончилась история «укоренения» авангарда…
* * *
Тон авторских комментариев к сочинениям о смерти показателен.
Музыка утрачивает гуманитарный гнев, пыл отрицания, кураж гротеска, агрессию боли – драматично-активные чувства, которые обрушивала она на публику эпохи мировых войн. Уходит и астральный пуризм вычисленного звучания. Вызов трансформируется в лирическую примиренность; страстное «нет!» – в спокойную сосредоточенность на «есть» и «должно быть». Порой даже слышно гимническое «да» (как если бы сущее и было должным).
1
. Цит по.:
Ценова В.
Культурология Владимира Тарнопольского
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *