=463= царицы есть как отрицательные, так и положительные черты». Тут же объяснялось: «отрицательные» потому, что вокальная партия строится на хроматизмах, а «положительные» потому, что благодаря Шемаханской царице гибнет царь Дадон – воплощение отжившего прошлого. То есть, с одной стороны, отжившее прошлое – это только когда автохтонный царь, а не чужеродная царица; с другой стороны, домотканая диатоника царя – дело вроде как хорошее, а импортная хроматика царицы – безусловно плохое; с третьей же стороны, царь, вместе сродной-хорошей диатоникой, отжил. Три сосны национально-исторического самоопределения. * * * Сборники статей 1994 и 1996 годов о современных отечественных композиторах. Заголовки: «Магия скрытых смыслов: Такой-то»; «Сякой-то: поле битвы – душа»; «Такой-то: рельефы спонтанности на фоне рационализма»; «Свет духовности: Сякой-то»; « Musica sacra Имярек»; «Имярек: в поисках художественной истины»… Прямо-таки молодец к молодцу, сиречь жрец к жрецу. Монография В.Н. и Ю.Н. Холоповых о Веберне (единственная на русском языке, дожидалась опубликования лет 15), называется просто: «Антон Веберн». Да и А. Швейцер в заглавии знаменитой книги о Бахе обошелся скупым «И.С.Бах», и ни тебе «света духовности», ни «поля бит – вы – души». Если композиторское имя в заголовке ознакомительного очерка приходится подкреплять «магией скрытых смыслов», то возникает подозрение, что речь идет о Тютькине. Апологеты не замечают коварства в осовремененно-привычном желании выделить «положительные черты» – не как раньше, с топорной агитпроповской немногословностью, а в ногу с временем<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *