=427=
водевиль известен с начала XIX века, благодаря гастролям иностранных трупп. Самостоятельные российские водевили писали Алябьев и Верстовский на тексты Грибоедова и Вяземского: русский водевиль был прежде всего дворянским рукоделием.
Водевиль не выдержал конкуренции с опереттой, которая складывается тогда же, когда и он, и там же – во Франции. Оперетта – «малая опера»; ее предшественница – классическая комическая опера, каких много, в частности, у Гайдна или Моцарта. Оперетта отличается от оперы выраженной ориентацией на куплетную песню (вместо сложной арии) и модные танцы (в отличие от оперы, в оперетте обязателен балет и сольные танцевальные номера). Классики ранней оперетты: Жак Оффенбах, 1819-1880 («Орфей в аду», 1858), Франц фон Зуппе, 1819-1895 (36 оперетт, включая «Бокаччо»), а также Иоганн Штраус-сын – лишили комическую оперу собственно оперной масштабности и прециозности; оперетты писались так, что петь их вокальные партии могли драматические актеры, певческим профессионализмом не располагающие: дыхание короче, высокие ноты пониже, интонация качается – эта неряшливость прикрывается эмоциональными эффектами.
Последним классиком оперетты XIX века был Имре Кальман (1882-1953), живший и творивший в XX веке. Собственно, в XIX веке оперетта, с ее сниженным оперным вокалом и воспоминаниями об аристократических балах, и застряла. В XX веке ее заменил мюзикл, собравший под свою крышу новые ритмы эстрадной песни. В мюзикле опереточная традиция преобразилась. Удешевленную оперность вытеснил высокотехнологичный профессионализм коммерческой эстрады.
* * *
Конец XIX века отмечен кристаллизацией как в Западной Европе, так
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *