=423=
рецептам вроде кулинарных. О фундаментальных правилах профессионального развлекательства в этих руководствах умалчивается, поскольку они неизменны на протяжении веков и сами собой разумеются.
Развлекательных стимулов у человека не так уж много: эротика, раскрепощенное движение, игра (объединяются танцем),
шок, экзотика и вообще всякая экстраординарность (например, публичные казни, собиравшие в средневековых городах толпы зрителей), а также смех, изобретательный трюк, пестрота, противостоящая будням, и вообще всякий праздничный избыток, компенсирующий неизбежные житейские самоограничения. Эти стимулы и есть константы развлекательной музыки. Что же касается моды, то она проявляется в ритмике очередного нового танца (при том, что сама танцевальность – константа) или в тембрах, используемых в аранжировке (при том, что сама переменчивость аранжировки относится к сфере констант – к обязательной праздничной пестроте развлечения).
На оси «канон/новация» развлекательная музыка во все века занимает место свеженьких консервов. Она стереотипна, рутинна и модна. Она эволюционирует, не эволюционируя. Сегодня в своей глубине она такая же, как памятники, известные с XII-XVI веков. А снаружи она меняется, в XX веке часто – примерно каждые 5 лет. Таким образом, у менестрельства есть история, но декоративная, «ненастоящая». Впрочем, один существенный поворот в этой псевдоистории все-таки был.
* * *
Наиболее ранние записанные западные образцы менестрельства – средневековые и ренессансные (XII-XVII вв.). Это – творчество придворных и городских менестрелей и жонглеров (тогда слово «жонглер» не означало современного
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *