=416=
теоретических трактатах записаны только ее модули. Импровизация (как и ритуал, в котором она участвует или который замещает) может быть более или менее долгой или краткой, простой или изощренной, ученической или мастерской, «побеждать» или «проигрывать» в состязании профессионалов. Канонические же ее модули безусловно и неоспоримо ценны, независимо от таланта и умений импровизатора. Потому и «плохой» профессиональная ритуальная музыка практически быть не может.
Ритуалы делятся на богослужебные и светские. Соответственно выделяютс
  
я традиции
литургические
(церковное пение христиан, синагогальное пение иудеев, музыкальная декламация корана, культовая гимнография и инструментальная музыка буддистских и дзэн-буддистских монастырей) и
церемониальные
(искусство античных рапсодов, распевавших, например, эпиникии – песни в честь победителей на олимпийских играх; искусство распевщиков эпоса, например русских гусляров, украинских бандуристов или киргизских манасчи; лирика и танцевальная музыка императорского двора в средневековом Китае; японское придворное танцевально-песенное искусство гагаку и вагаку; зародившиеся при дворах халифов инструментально-вокальные сюиты на классические поэтические тексты – мугам, маком, макам, дастгях).
И церемониальные, и культовые ритуальные музыкальные практики опираются на детально разработанную теорию – не просто свод рецептов, но систему правил, которая обоснована высшими ценностными аргументами – богословскими, космологическими, политическими, этическими, математическими. Такая теория музыки вместе с музыкой описывает непоколебимые
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *