=410=
лучший для наследия Бетховена. С помощью дирижера великая Девятая превратилась в ужасающую «совковую» церемонию (впрочем, Стравинский считал Девятую «противоположностью подлинной симфонической форме»; еще, впрочем: в год 200-летия со дня рождения Бетховена – 1970-й – Маурисио Кагель требовал приостановить исполнение его музыки, – объевшийся Бетховеном слух должен очиститься от шлаков).
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Четыре музыки
Не было до романтизма непрерывной, сплошной, необратимо поступательной истории европейской композиторской музыки. А до авангарда не было мировой истории музыки.
Было стремление историков провести линию преемственности между «в огороде бузиной и в Киеве дядькой». В качестве целевого дядьки (а точнее, «отца родного») выступает эстетико-исторически «своя» эпоха.
Непонятно, что более утопично: представление об исторической стадиальности музыкального творчества или идея о том, что есть некая музыка вообще, имеющая некую единую мировую историю.
Европоцентризм, в музыкознании выступающий как опусоцентризм, долго не позволял понять, что европейская композиторская музыка отличается от профессионального музицирования в других регионах мира, от фольклора или развлекательной музыки не как более развитое от менее развитого, а по сути. «Неевропейские» устремления в послевоенном авангарде разомкнули слух, заставили понять, насколько европейская композиция Нового времени отличалась от сопредельных звуковых миров.
* * *
Одна из первых попыток создать европейскую-неевропейскую музыку – симфония Оливье Мессиана «Турангалила» (1948), в которой использованы традиционные
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *