=406=
Leipzig, 1928.
6
. Сюита «Время, вперед!» сочинена в 1965 году. Первое минималистское произведение появилось годом раньше. В нем воплощены – только суше и радикальней – «свиридовские» идеи: скупая фактура, сведенная к равномерной пульсации, плюс долгая и постепенно разворачивающаяся мелодическая линия. У нас минималистскую музыку начали исполнять только в середине 70-х. Свиридов вряд ли знал об опытах минималистов не только в пору работы над музыкой к кинофильму, из которой составлена сюита, но и позже. Во всяком случае, в 1990-е годы в его разговорах о музыке минималисты не занимали никакого места. Впрочем, даже если бы Георгий Васильевич был знаком с минималистской композицией, вряд ли он опознал бы в ней свои собственные открытия. Тут мы имеем дело с омонимией творческих систем. Американские минималисты исходили из идеи повторения элементарных структур, создающего медитативное (архаично – «восточное») переживание времени. Что же касается Свиридова, то его минимализм произрастает из совершенно других корней – из самоценности мелодии (что позволяет немелодическому пласту фактуры быть предельно разреженным), а также из национального звукообраза пространства-времени, который определил своеобразие свиридовского музыкального языка.
7
«Небо, видимое очами смертного, представляется огромным блестящим куполом, обнимающим собою и воды, и сушу… По народному воззрению, небо – терем Божий, а звезды – очи взирающих оттуда ангелов». См.:
Афанасьев А.Н.
Древо

жизни. М., 1983. С. 52 и след.
8
В.Н. Топоров пишет о начале и конце пути: «…они скрепляются самим путем и являются его функцией, его
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *