=405=
упомянуты устные мемуары Эльзы Густавовны Свиридовой, приведу продолжение истории со знаменитым симфоническим фрагментом. Стареющий Брежнев приказал заменить свиридовскую заставку главной информационной программы СССР. Аргумент был такой: «слишком тревожная музыка, как будто война вот-вот начнется». Застойный генсек в любой, даже ликующе-оптимистической, энергии слышал некую социальную угрозу. И не совсем был не прав – не как застойный генсек, а, если так можно сказать, как нечаянно сказавший что-то существенное наивный медиум современности. Было бы чрезмерным сравнивать мощную моторику «Время, вперед!» с темами «нашествий» из симфоний учителя Свиридова – Шостаковича (хотя это делал, например, В. Непомнящий – см.: Новый мир. 1991. № 2. С. 251-252), но утопия тотального жизнестроительства (из которого совсем «вынут» рядовой быт) трагически близка к антиутопии котлована…
Зато на волне постсоветских поисков психологической стабильности музыка Свиридова вернулась в программу «Время» и стала символом соединения времен, разъятых 1991 годом. В другом телеконтексте (программа НТВ «Старый телевизор») карикатура на нее (под возгласы ведущего «Время, назад!» мелодия Свиридова звучала в обращенном движении и в механично-кукольной аранжировке) означала либеральную оценку былого исторического энтузиазма как некого хлама истории, к которому относиться можно лишь препараторски-равнодушно.
4
. Впервые об абсолютной музыке заговорил Э. – Т. – А. Гофман в рецензии на Пятую симфонию Бетховена (1810). См.:
Dabibaus
С
.
Die Idee der absoluten Musik. Kassel, Basel u.a. 1978. S. 17, 47.
5
.
Bekker P.
Organische und mechanische Musik. Berlin und Leipzig,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *