=404=
Свиридова традиционные песенные интонации. Как тоны колоколов навсегда врощены в металлическую отливку, так романсово-песенные формулы неотрывны от поколений, веками поющих одно и то же.
Существует извечно данное. Дано оно только так, как дано, – всегда одинаково, сквозь любые общественные уклады и потрясения, сквозь исторические эпохи и идеологические поветрия. Оно не структура и не мысль, а событие, которое сразу есть и структура и мысль. В этом событии можно быть. Так со-бытийствуют музыке даже и современные участники застолья, хором затягивающие «Из-за острова на стрежень», не говоря уже о творящих обряд традиционных музыкантах.
Но в этом со-бытии можно быть еще и в качестве свободного «Я», – вот в чем традиционалистский авангардизм Свиридова.
* * *
В музыкальном авангарде действует правило: пойдешь на запад (т.е. по пути «прогресса» и «свободы»), придешь на восток (т.е. к традиционалистским культурам, к их ощущению времени и звука). У Свиридова – восток не самый дальний, поскольку «свой», русский. Русский – и потому свободно-персоналистический, а не архаически-тоталитарный.
Европейскость русского востока не позволила записным авангардистам распознать в Свиридове соратника. Творчеству, ищущему радикальной новизны, нужен как можно более дальний, неевропейский восток.
1
. См.:
Шульгин Д.
Альфред Шнитке. Годы неизвестности. Беседы с композитором. М, 1993. С. 16-17.
2
. Негативно оценивая одно из сочинений Д.Д. Шостаковича, Э.В. Денисов говорил: «…походит на Свиридова, очень плохо». Цит. по кн.:
Холопов Ю.
,
Ценова В.
Эдисон Денисов. М., 1993. С. 155.
3
. Раз уж
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *