=403=
землей, началом и концом. Единственное, что здесь надперсонально, – перечисленные координаты, по отношению к которым «дорога» обретает направление.
* * *
Речь идет о свободе, мыслимой вне общества (не в связи с ним, не вопреки ему, не по касательной к нему). Общество вообще не присутствует в национальном самосознании, как его воплощает музыка Свиридова (между прочим, не из-за такой ли свободы столь трудно дается России гражданское общество? И не потому ли столь мистифицирована в русской истории роль государства, что национальной идее не хватает социальности?).
Но, с другой стороны, свобода, не знающая общественных ограничений: разве это не образ новой музыки XX века?
Правда, свобода в авангарде не ограничена вообще ничем. У Свиридова же фундаментальное ограничение есть.
Вернемся вновь к одной из констант музыкального языка Свиридова: колокольности. Возьмем ее не как образ, а как реальность: набор колоколов. Каждый такой метаинструмент имеет свой определенный и неизменный звукоряд. Каждый тон этого звукоряда раз и навсегда закреплен в своем конкретном регистре – за определенным колоколом. Нет того, что возможно на рояле: сыграть «до» в басах, а потом – в верхней октаве, и это будет одно и то же «до», такое, какое можно себе представить и без всякого рояля, как «до» вообще. Вот этого не получится с колокольными звуками. Они звучат свойствами и формой металла, из которого отлиты. Они представляют собой не столько
модель
(условную схему), сколько
модуль
(овеществленную конкретную меру, она же – работающая узловая функция). Такими же конкретными мерами-модулями являются в музыке Свиридова
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *