=390=
такой, как с романами-эпопеями, «городской прозой» и писателями-деревенщиками). В антракте очередного концерта в Доме композиторов обсуждаются два довольно серых произведения, прозвучавших только что. Оба

«народные»; одно в левом, другое в официальном ключе. «Это что-то среднерусское…» – находит слова один музыковед. «Среднерусская возвышенность», – конкретизирует другой. «Нет, – поправляет третий. – Первое – среднерусская возвышенность, а второе

низменность».
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ
К Георгию Васильевичу Свиридову (1915-1998) в аванкругах относились сдержанно. Увлечение им в середине 1950-х годов, о котором свидетельствует, например, А.Г. Шнитке
1
, сменилось неприятием
2
.
* * *
Основой традиционного языка автономной музыки является баланс двух разнонаправленных сил. Существуют всеобщие нормы композиции: например, риторические фигуры в учебниках музыкального письма XVII – начала XVIII века, типичные аккордовые последовательности или жанровые правила формы и фактуры в таких же учебниках XVIII-XIX столетий. За ними закреплено семантическое или синтаксическое значение. Так, гаммообразный ход наверх в системе риторических норм означает радость, ликование, а формулы тоника-доминанта-доминанта-тоника – каркас любой завершенности. Выполнение норм сигнализирует слушателю, что смысл у сочинения заведомо есть и что вхождение в этот смысл не потребует каких-то особых декодирующих процедур.
Однако авторские опусы не сводятся к прекомпозиционным нормам. Происходит их индивидуация. В конкретном произведении нормы преображаются: предстают как звенья
некоторой цепи
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *