=374=
аскетических звуков включаются все оркестровые группы: разрастается коллективная литания. Боль преображается в стойкость.
Коллективность оркестровых взываний в Третьей симфонии отсылает к соборности, которой успешно манипулировали и манипулируют искатели легкой социально-политической харизмы. Музыка Уствольской от всякого рода вождей страшно далека. Композитор не терпит даже традиционного с XIX века вождя оркестра – дирижера. В письме издателю Галина Ивановна так комментирует свою Пятую симфонию. «Симфония трудна для исполнителей. Очевидно, хотя в исполнении участвуют всего шесть музыкантов, им необходим руководитель, которого я себе представляю не дирижером, а музыкантом, вошедшим в курс моей музыки и изучившим хотя бы несколько моих других сочинений <…> Почему не дирижер? – От руководящего исполнением Пятой симфонии требуется минимум внешних атрибутов – жеста и прочего и максимум внутреннего – то есть понимания. Чем меньше он будет обращать на себя внимание слушателей, тем лучше».
* * *
Уствольская неотступно создает духовную музыку. Не церковную, поскольку лишенную даже намека на каноническое благолепие. Несовпадение церковного и духовного могло бы указывать на ересь гордыни, если бы не контекст. За стенами храма догматическая истина сегодня утратила самоочевидно верховный статус, превратилась в рядовой элемент культурного наследия. Без заповедей и таинств можно обойтись, хотя сходить в церковь – отчего бы и нет? На таком фоне религиозное послушание может вылиться в героическую истовость.
Это и был выбор, который на долгие десятилетия устранил композитора из активной музыкальной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-601 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *