=473=
ритмом тоно-акцентным, а ритмом протя-женностей, длительностей — силлабическим, сугубо силлабическим. Тем самым понятна его связь с тоно-слово-слоговым интонационным искусством — мелосом григорианского хорала, вообще с латинской поэтической и особенно ораторской интонацией. Ораторская культура Рима была не только абстрактно-риторической, но одновременно интонационной, «эмоционально-тонусной». Оказав влияние не только на христианское проповедничество, но и на все виды и формы культовой речи-тации, даже впоследствии хоровой, риторско-интонационная культура неизбежно влилась в органные формы. И все они, в их длительной эволюции, вплоть до ричеркаров и апофеоза органного риторства — фуги, обнаруживают интонационное содержание и интонационно-риторические методы овладения
  слуховым вниманием, присущие культуре ораторской речи с ее изысканным мастерством защиты тезиса и подходов к нему (неожиданных для слушателя, словно непреднамеренных «находок» его среди отклонений).
  13.   Об интонационном обосновании эволюции звукорядов мне приходится много говорить, в связи с развитием моего слухового опыта, в первой части моей книги «Мысли и думы».22 Глубоко уважая акустические изыскания в данной области, я все-таки акцентирую, что звукоряды в их смене— следствие социального отбора, осуществляемого «ухом» общественного человека. Поэтому надо учитывать вековые усилия человеческой мысли над органическим включением в массовое сознание самого, казалось бы, малого «акустического факта», ибо без слухового освоения его, без внедрения в «интонационный
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *