=472=
всем инструментам, но каждому качественно особо. Искусство пианизма является одной из высших интеллектуальных культур интонационно-тембрового исполнительства и требует, несмотря на «акустическую ограниченность» фактуры инструмента, тончайшего слухового внимания. История конструкций фортепиано раскрывает в своих «сменах типов» борьбу интонационных целеустремлений. В стремлении к интонационной текучести клавесин вырабатывает утонченнейшую технику орнаментации. Но эта утонченность подвергается забвению под натиском мелодической антикамерной культуры с ее концертирующим стилем, который, конечно, грубее клавесинности, но отвечает новой выразительности. Естественно, фортепиано и рояль с их мелодическими возможностями побеждают клавесин.
  12. В заключение несколько слов об органе. Самое существенное в культуре органа -— безусловная мелодическая текучесть; поэтому из всех духовых инструментов орган более всего интонационен. Поэтому же, будучи клавишным, он управляется все-таки не ритмом тоно-акцентным, а ритмом протя-женностей, длительностей — силлабическим, сугубо силлабическим. Тем самым понятна его связь с тоно-слово-слоговым интонационным искусством — мелосом григорианского хорала, вообще с латинской поэтической и особенно ораторской интонацией. Ораторская культура Рима была не только абстрактно-риторической, но одновременно интонационной, «эмоционально-тонусной». Оказав влияние не только на христианское проповедничество, но и на все виды и формы культовой речи-тации, даже впоследствии хоровой, риторско-интонационная культура неизбежно влилась в
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *