=472=
(то-носопряженностью), обусловленной «языком руки». Через это важное явление щипковая культура связана с клавишными клавирными инструментами, акцентно-ритмо-ударная сфера которых постоянно в соревновании со стремлением к мелодической непрерывности: «язык рук» в пианизме обнаруживает и своеобразную «культуру дыхания», и мелодику тембров с безусловно выразительной напряженностью и сопряженностью «расстояний», т. е. интервалов как измерений степени «мелодий-ной непрерывности». «Становление в тоне», в звуконапряжении, т. е. интонационность, свойственно всем инструментам, но каждому качественно особо. Искусство пианизма является одной из высших интеллектуальных культур интонационно-тембрового исполнительства и требует, несмотря на «акустическую ограниченность» фактуры инструмента, тончайшего слухового внимания. История конструкций фортепиано раскрывает в своих «сменах типов» борьбу интонационных целеустремлений. В стремлении к интонационной текучести клавесин вырабатывает утонченнейшую технику орнаментации. Но эта утонченность подвергается забвению под натиском мелодической антикамерной культуры с ее концертирующим стилем, который, конечно, грубее клавесинности, но отвечает новой выразительности. Естественно, фортепиано и рояль с их мелодическими возможностями побеждают клавесин.
  12. В заключение несколько слов об органе. Самое существенное в культуре органа -— безусловная мелодическая текучесть; поэтому из всех духовых инструментов орган более всего интонационен. Поэтому же, будучи клавишным, он управляется все-таки не ритмом
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *