=471=
документом художественно-эстетического опыта большого мастера, увы, в импровизационно-незавершенной и нечуткой для восприятия форме! ..
  11. Интонационная эволюция в области музыкально-инструментальной культуры имеет свои качественные отличия. В первобытных музыкальных культурах преобладает ударность, т. е. очень развитая область акцентных ритмо-звучаний, не обусловленных ни дыханием, ни обязательной точностью интер-вальности. Это понятно: ударность связана с «языком» человеческих движений, акцентами ног, с игрой и танцем — искусствами внеинтонационными. Но интонационность присуща и ударности: во-первых, через тембровость, во-вторых, все-таки, через наличие тона, тонуса, акцента, значит напряженности, «весомости» звука. В области духовых инструментов их обусловленность человеческим дыханием со всеми вытекающими из данного фактора следствиями очевидна.
  «Тоновость», т. е. напряженность звукоизвлечения и выражения («произнесения»), ведет к различной степени «весомости» интервалов. Дыхание и ритм управляют звуконепрерыв-ностью и образовывают «мелодийность». Тембр определяет эмоциональный тонус, выражение. В области струнных смычковых своя интонационная культура «дыхания смычка» позво-
  ляет сосуществовать и «душевной», «голосовой мелодике» и «интонационное™ почти безграничного дыхания», приводящей к богатству виртуозного искусства.
  Щипковая культура струнных играет большую роль в сопровождении вокальных интонаций, а как самостоятельная сфера отличается чуткой, выразительной интервальностью (то-носопряженностью),
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *