=470=
нутра», которых так зло высмеивает Салтыков-Щедрин, а слушатели, масса, все, кому дорога музыка как голос действительности и идейно-познавательная
  деятельность, создают свою подлинную историю музыки и поддерживают существенное в ее развитии, т. е. то, что интонационно свежо и жизненно. Отвергнутый профессионалами «Демон» Рубинштейна упорно пробивал себе «дорогу в жизнь», получил массово-общественное признание и «патент на долгое театральное существование», независимо от того, кто им дирижирует. И это справедливо, ибо теперь ясно слышно, что эта опера Рубинштейна была по своему интонационному содержанию одним из чутких произведений эпохи. Несколько позже то же произошло с «Евгением Онегиным» Чайковского, вынесенным массово-музыкальным общественным сознанием на вершину признания и справедливой оценки. Наоборот, интонационная ложность и нечуткость многих русских симфоний (и Рубинштейна, и Римского-Корсакова, и иных) осудила их на кратковременное бытие, несмотря на отдельные образно- и формально-эстетические удачи. Досадная судьба отдельных интеллектуально-утонченных, проницательнейших, своеобразных достижений Даргомыжского, где он, в сущности, эволюционировал от Глинки, понятна в свете реально-насущных художественных требований эпохи, но, увы, несправедлива в плане высокого эстетического уровня вершин художественной культуры XIX века; справедливая оценка «Русалки», вопреки гонениям театральной дирекции, являлась чутким обнаружением художественных потребностей множества слушателей, тогда как, например, «Каменный гость» остался лишь
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *