=470=
Рубинштейна была по своему интонационному содержанию одним из чутких произведений эпохи. Несколько позже то же произошло с «Евгением Онегиным» Чайковского, вынесенным массово-музыкальным общественным сознанием на вершину признания и справедливой оценки. Наоборот, интонационная ложность и нечуткость многих русских симфоний (и Рубинштейна, и Римского-Корсакова, и иных) осудила их на кратковременное бытие, несмотря на отдельные образно- и формально-эстетические удачи. Досадная судьба отдельных интеллектуально-утонченных, проницательнейших, своеобразных достижений Даргомыжского, где он, в сущности, эволюционировал от Глинки, понятна в свете реально-насущных художественных требований эпохи, но, увы, несправедлива в плане высокого эстетического уровня вершин художественной культуры XIX века; справедливая оценка «Русалки», вопреки гонениям театральной дирекции, являлась чутким обнаружением художественных потребностей множества слушателей, тогда как, например, «Каменный гость» остался лишь историческим документом художественно-эстетического опыта большого мастера, увы, в импровизационно-незавершенной и нечуткой для восприятия форме! ..
  11. Интонационная эволюция в области музыкально-инструментальной культуры имеет свои качественные отличия. В первобытных музыкальных культурах преобладает ударность, т. е. очень развитая область акцентных ритмо-звучаний, не обусловленных ни дыханием, ни обязательной точностью интер-вальности. Это понятно: ударность связана с «языком» человеческих движений, акцентами ног, с игрой и танцем — искусствами внеинтонационными. Но
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *