=467=
оперы со всеми ее кажущимися условностями. Но оперу несет гомофонная мелодия и стиль representative), своей выразительностью отвечающий эпохе, хотя «словарь» этого стиля грубее изысканнейшего мадригала.
  Гениальные последние квартеты Бетховена? Что их жизнеспособность в сравнении с его симфониями! Бизе всю жизнь «ходит в середняках», пока в «Кармен» не попадает инстинктивно в сферу жизненнейших интонаций. Его искусство, ум, культура подымают эти интонации в область высокого драматизма, но и они помогают его искусству стать жизнеспособным именно в «Кармен». Не буду умножать примеров. Напомню лишь про быструю «сдачу» или идейную капитуляцию сложнейших форм полифонии перед скромными, наивными цветами гомофонной сонатности и начатков симфонии.
  Возьмем Моцарта: как бы ни восхвалялась его С-аиг'ная симфония («Юпитер»),— переосмыслением полифонии в гармо-ническо-гомофонную ткань, инкрустируемую подголосочной выразительностью, и своей жизнеспособностью ее превосходит симфония g-moll. Во Франции: споры вокруг «буффонов», спор Руссо — Рамо, споры пиччинистов — глюкистов исчерпывающе расшифровываются в борьбе за новый музыкально-интонационный словарь, за новое слушание, ибо так диктовало идейное содержание предгрозовой эпохи.
  А у нас в России в XIX веке: исключительно чуткое, все еще до конца не освоенное мыслью о русской музыке, явление Даргомыжского с его «хочу правды». Явление, возникшее как раз в разгар выступлений «разночинной культуры», интонаци-онно-переосмысляющей наследие «культуры барства». В свете «кризиса интонаций» вполне
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *