=466=
Не потому, что они безусловно «упадочные», но потому, что их «личная экспрессия» все равно что не слышна. Закономерность содержания музыкально-интонационного словаря теснейшим образом связана с общественным сознанием эпохи и как таковая действует в интонационных искусствах безжалостно: ничто личное, как бы выразительно трагично оно ни звучало, будь то сборник стихов изысканнейшего лоэта, или утонченные звучания, или даже резко-экспрессив-
  нейшие жесткости музыканта-индивидуалиста, презирающего публику,— не жизнеспособно и воспринимается как формальное, если в нем нет «зерен мысли-интонации», перекликающихся с еще чуть-чуть предчувствуемыми поворотами, «зорями сдвигов» в общественном сознании. Действие этого отбора, повторяю, безжалостно. Оно постигает и гения, и интеллектуалиста-изыскателя новых путей, и скромного певца лирических настроений. Прелестное цветение искусства мадригала, казалось бы, на его вершине резко обрывается, а тут же начинается быстрое восхождение оперы со всеми ее кажущимися условностями. Но оперу несет гомофонная мелодия и стиль representative), своей выразительностью отвечающий эпохе, хотя «словарь» этого стиля грубее изысканнейшего мадригала.
  Гениальные последние квартеты Бетховена? Что их жизнеспособность в сравнении с его симфониями! Бизе всю жизнь «ходит в середняках», пока в «Кармен» не попадает инстинктивно в сферу жизненнейших интонаций. Его искусство, ум, культура подымают эти интонации в область высокого драматизма, но и они помогают его искусству стать жизнеспособным именно в «Кармен». Не буду
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *