=466=
сравнительно «скромным кругом основных выразительнейших интонаций окружающей среды», не боясь «разменной интонационной монеты». Но их мысль, их идейность, становясь их художественным почерком, создавала из привычно слышимого богатейшие новыми возможностями обобщения. Наоборот, замечательные по утонченности мысли и культуры слуха оранжерейные растения музыки или по своим высоким помыслам всевозможные произведения, сочиненные как дневники, признания, исповеди, как своеобразные «наедине с собой», или отмирают, или вызывают преклонение немногих ценителей. Не потому, что они безусловно «упадочные», но потому, что их «личная экспрессия» все равно что не слышна. Закономерность содержания музыкально-интонационного словаря теснейшим образом связана с общественным сознанием эпохи и как таковая действует в интонационных искусствах безжалостно: ничто личное, как бы выразительно трагично оно ни звучало, будь то сборник стихов изысканнейшего лоэта, или утонченные звучания, или даже резко-экспрессив-
  нейшие жесткости музыканта-индивидуалиста, презирающего публику,— не жизнеспособно и воспринимается как формальное, если в нем нет «зерен мысли-интонации», перекликающихся с еще чуть-чуть предчувствуемыми поворотами, «зорями сдвигов» в общественном сознании. Действие этого отбора, повторяю, безжалостно. Оно постигает и гения, и интеллектуалиста-изыскателя новых путей, и скромного певца лирических настроений. Прелестное цветение искусства мадригала, казалось бы, на его вершине резко обрывается, а тут же начинается быстрое восхождение оперы
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *