=465=
словаря составили жизненнейшие интонационные стимулы.
  Я не перечисляю здесь «кризисов», но утверждаю, что нет для моего слуха и сознания факта или фактора и вообще действующих сил в европейской истории музыки, которые нельзя было бы объяснить через интонационное их обоснование в связи с ростом и кризисами общественного сознания, вне какой бы то ни было вульгаризации. Интонационный словарь любой эпохи в «руках» композитора-дельца, «фабриканта на пошлый вкус» неизбежно обращается в потребительское месиво. Пройдя сквозь ум, интеллектуальную культуру и идейную целеустремленность композитора-мыслителя, популярнейшие интонации эпохи становятся живым родником музыки высокого интеллектуального уровня; этим доказывается, что прогресс интонационных искусств не заключается в изобретении субъективно-необычного тон-материала; этим объясняется, почему Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский — как оказывается при ближайшем рассмотрении состава их «интонационного словаря» — работали над сравнительно «скромным кругом основных выразительнейших интонаций окружающей среды», не боясь «разменной интонационной монеты». Но их мысль, их идейность, становясь их художественным почерком, создавала из привычно слышимого богатейшие новыми возможностями обобщения. Наоборот, замечательные по утонченности мысли и культуры слуха оранжерейные растения музыки или по своим высоким помыслам всевозможные произведения, сочиненные как дневники, признания, исповеди, как своеобразные «наедине с собой», или отмирают, или вызывают преклонение немногих ценителей.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *