=465=
«интонационных кризисов»__
  важнейших, конечно,— и отмечаю закономерное в них. Характерно, что явления, интонационно-органически подготовленные предшествующей кризису эпохой и связанные с передовыми идеями в росте общественного сознания, кризисом интонаций не отметаются, но осмысляются, вкореняются и переходят в высшее художественное качество. Так обстояло дело с зарождением и развитием сонатности до французской буржуазной революции и бурным, мощным взлетом бетховенского симфонизма, в котором как раз максимально простейшие обобщения-зерна обновленного ритмо-интонационного словаря составили жизненнейшие интонационные стимулы.
  Я не перечисляю здесь «кризисов», но утверждаю, что нет для моего слуха и сознания факта или фактора и вообще действующих сил в европейской истории музыки, которые нельзя было бы объяснить через интонационное их обоснование в связи с ростом и кризисами общественного сознания, вне какой бы то ни было вульгаризации. Интонационный словарь любой эпохи в «руках» композитора-дельца, «фабриканта на пошлый вкус» неизбежно обращается в потребительское месиво. Пройдя сквозь ум, интеллектуальную культуру и идейную целеустремленность композитора-мыслителя, популярнейшие интонации эпохи становятся живым родником музыки высокого интеллектуального уровня; этим доказывается, что прогресс интонационных искусств не заключается в изобретении субъективно-необычного тон-материала; этим объясняется, почему Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский — как оказывается при ближайшем рассмотрении состава их «интонационного словаря» — работали над
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *