=464=
понятно, что в музыке должны были совершиться, под влиянием исторических процессов, изменения; но почему совершались такие-то и в такой-то форме,— оставалось неясным.
  9. На смену этой неясности я выдвигаю гипотезу «кризисов музыкальных интонаций».* В языкознании процессы интонационных изменений словаря в связи с общественными сдвигами давно наблюдались. В музыке — чуть-чуть. И дело не в аналогии, а в сходных причинах, вызывающих не только интонационно-словарное обновление, а и более глубокие перестройки звуко-мышления до решительного отбрасывания только что завоеванных «вершин утонченной выразительности» в пользу звукового «языка», простого, ясного и реалистического. При этом предшествующие формы выражения объявляются надуманными, формальными и т. п. и продолжают звучать содержательно для немногих слоев слушателей, постепенно отмирая.
  
10. В исследовании своем я подробно рассматриваю историю европейской музыки в свете «интонационных кризисов»__
  важнейших, конечно,— и отмечаю закономерное в них. Характерно, что явления, интонационно-органически подготовленные предшествующей кризису эпохой и связанные с передовыми идеями в росте общественного сознания, кризисом интонаций не отметаются, но осмысляются, вкореняются и переходят в высшее художественное качество. Так обстояло дело с зарождением и развитием сонатности до французской буржуазной революции и бурным, мощным взлетом бетховенского симфонизма, в котором как раз максимально простейшие обобщения-зерна обновленного ритмо-интонационного
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *