=464=
жизнеспособность этой музыки.
  Отсюда ясно следует, например, почему не живет множество симфоний, а живут упруго и упорно Третья, Четвертая, Пятая, Шестая, Девятая симфонии. Проследив с точки зрения музыкально-интонационно-словарной ряд эпох, смены стилей и жанров, жизнь произведений и эволюцию композиторов, я убедился, что есть в истории музыки процессы, до сих пор мало или, вернее, еле-еле ощупью прослеженные, в которых налицо разгадка многих непонятных «прерывистых» путей, дорог, троп и поворотных пунктов музыкальной истории. С точки зрения общекультурной эволюции понятно, что в музыке должны были совершиться, под влиянием исторических процессов, изменения; но почему совершались такие-то и в такой-то форме,— оставалось неясным.
  9. На смену этой неясности я выдвигаю гипотезу «кризисов музыкальных интонаций».* В языкознании процессы интонационных изменений словаря в связи с общественными сдвигами давно наблюдались. В музыке — чуть-чуть. И дело не в аналогии, а в сходных причинах, вызывающих не только интонационно-словарное обновление, а и более глубокие перестройки звуко-мышления до решительного отбрасывания только что завоеванных «вершин утонченной выразительности» в пользу звукового «языка», простого, ясного и реалистического. При этом предшествующие формы выражения объявляются надуманными, формальными и т. п. и продолжают звучать содержательно для немногих слоев слушателей, постепенно отмирая.
  
10. В исследовании своем я подробно рассматриваю историю европейской музыки в свете «интонационных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *