=463=
соответственная). Дело в том, что слушатель через восприятие отдельного музыкального сочинения слушает необходимую ему на данной стадии музыку, а не историю музыкальной литературы. Слушает музыку как мысль, как чувство,— это вопрос расположения и вкуса,— но музыку, питающую его сознание. В сознании слушателей, т. е. в массовом, общественном сознании, не размещены целиком музыкальные произведения (разве что у профессионалов и редких любителей), а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь».* Подчеркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя, в различной мере, степени, способе, смотря по способностям) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При
  
слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам», ибо в них обобщены мысли и чувствования класса, сословия и т. д., вплоть до мельчайших общественных группировок. Чем субъективнее, острее в интонационном отношении «язык» композитора, тем труднее и короче жизнь его музыки. Чем сильнее ощущается, пусть в сложнейших интеллектуально музыкальных произведениях, обобщенный данной эпохой круг выразительных музыкальных интонаций, тем безусловнее
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *