=462=
управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением идейного содержания в эмоционально-смысловой оболочке. Обратно, если идти к музыке от массового ее восприятия, явление интонации объясняет причины жизнеспособности и нежизнеспособности музыкальных произведений. Объясняет и то значение, которое всегда было присуще музыкальному исполнительству как интонированию — выявлению музыки перед общественным сознанием. Непроинтониро-ванная, неисполненная или дурно, плохо, несоответственно смыслу своему исполненная музыка не существует как социальный факт, а остается в сознании композитора, пока он жив, или в нотной записи, пока на нее кто-либо не набредет.
  8. Явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание-слышание, тоже как культурное становление: как восприятие-деятельность познавательного порядка, связанное с эволюцией слуха, слухового внимания, слуховой памяти, как соответственная эволюция человеческого глаза (не параллельная и не единовременная, а соответственная). Дело в том, что слушатель через восприятие отдельного музыкального сочинения слушает необходимую ему на данной стадии музыку, а не историю музыкальной литературы. Слушает музыку как мысль, как чувство,— это вопрос расположения и вкуса,— но музыку, питающую его сознание. В сознании слушателей, т. е. в массовом, общественном сознании, не размещены целиком музыкальные произведения (разве что у профессионалов и редких любителей), а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *