=462=
после «отделения музыки от поэзии», опера, а затем романс (Lied и т. п. образования) до наших дней являются показателями жизнеспособности ритмо-интона-ционного искусства «звуко-слова», и все оперные кризисы и реформы в этом аспекте легко расшифровываются.
  7.   Наличие явления интонации связывает все происходящее в музыке (и факты творческие, и стилевые, и эволюцию выразительных элементов, и формообразование) в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания, процесс и намечает вполне конкретную среду, через которую наш
  интеллект управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением идейного содержания в эмоционально-смысловой оболочке. Обратно, если идти к музыке от массового ее восприятия, явление интонации объясняет причины жизнеспособности и нежизнеспособности музыкальных произведений. Объясняет и то значение, которое всегда было присуще музыкальному исполнительству как интонированию — выявлению музыки перед общественным сознанием. Непроинтониро-ванная, неисполненная или дурно, плохо, несоответственно смыслу своему исполненная музыка не существует как социальный факт, а остается в сознании композитора, пока он жив, или в нотной записи, пока на нее кто-либо не набредет.
  8. Явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание-слышание, тоже как культурное становление: как восприятие-деятельность познавательного порядка, связанное с эволюцией слуха, слухового внимания, слуховой памяти, как соответственная эволюция человеческого глаза (не параллельная и не единовременная, а соответственная).
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *