=460=
деятельность интеллекта лишь частично выражается в мелькающей в сознании «прерывистости слов», а в существе своем оно — «мелосно», «мелодийно», текуче и обусловлено своего рода «умственным дыханием» и ритмом, являясь «мыслимым интонированием».
  5.   Вот это явление или «состояние тонового напряжения», обусловливающее и «речь словесную», и «речь музыкальную», я называю интонацией. В тесной связи «тоновой» речи с «поэтической» проходили очень-очень длительные стадии строительства человеческого уха и культуры человеческого слуха. Думаю, что слоговой, силлабический ритм являлся тут прочнейшей спайкой. Обособление (но еще не разделение) «тонового искусства» слова (поэзии) от «тонового искусства» музыкально оформленного звука определяется возникновением в общественном сознании нового выразительного явления, в котором словесная речь уже не нуждалась; явление это — интервал, точный определитель эмоционально-смыслового
  качества интонации, а не измеритель, каким — «стершимся в своей выразительности» — воспринимают его теперь. Интервал выделяет в «тоновой непрерывности» сперва, вероятно, наиболее «броские» интонации, обусловленные повышением-понижением звукового тонуса (кварта-квинта), потом очень постепенно заполняемые (становление звукорядов). Во всяком случае, до того безусловно музыкального качества «тоновой непрерывности», которое стало в эпоху Ренессанса мелодией, дело было еще очень далеко. Утверждаю, что мелодии еще не существовали даже на первоначальных стадиях европейского
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *