=459=
«общественного» уха.
  3.  Выявление тона, «тонности», если оно — не выражение отдельного аффекта (крик, междометие), всегда становление, т. е. дано как непрерывность, текучесть, как «тонус голосово й», границы которого естественно определяются объемом дыхания и моментами вздоха. Непрерывность эта управляется ритмом и тембром. Последнее качество позволяет нам свободно различать голос матери, любимой женщины, своего ребенка и т. д. и т. д.; а также эмоционально-тембровый образ, независимый от смысла произносимого слова, фразы, но очень смысловой, содержательный в отношении тонуса звучания — гнева, ласки, привета, ужаса и т. д. Я говорю об этом вне всякого Affektenlehre, а как об естественном тонусе и бесконечных нюансах человеческой «речи чувства» как общения.
  4.  И за нашей речью из звеньев-слов (язык), и за нашим «произношением» музыкальных тонов звучит, сосуществуя, непрерывность тонового, «тонного» голосового напевания (послушайте крестьянскую речь, ораторскую речь, речь матери и ребенка и т. д.), в отношении которой отдельные слова, отдельные музыкальные звуки суть своего рода «интонационные комплексы», «сгустки», возвышенности на равнине, изгибы и утолщения, «штриховка» рисунка и т. д. В них, в этих узлах, концентрируется смысл, они — область интеллекта, сознания; но живой тонус звукового языка, жизнь тонов и слов (на чем основана быстрота улавливания речи) таится в текучести и непрерывности эмоционально-голосового, тесно спаянного с дыханием, «тонного» усилия, напряжения. Напряжение это своей текучестью отражает непрерывность мышления, ибо мышление
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *