=458=
характернейших признаков интеллектуально-стилевой деятельности, умного мастерства и обнаруживания «личного почерка» композитора (для наблюдения в данном отношении и данной области особенно любопытны Моцарт и Глинка).
  ПОСЛЕСЛОВИЕ31
  1.  Давняя тесная связь музыки и поэзии позволяет мне делить искусства на интонационные, искусства высказывания, произнесения (конечно, ритмо-высказывания, ибо нет тона, тонуса, «тонального», чем бы не управлял ритм), а значит, и преимущественно постигаемые слухом; и на искусства с ритмом и образами, зрительно выявленными, искусства «немые». Пантомима, танец, как «язык» тела, взгляда, рук, в этом отношении примыкают к «неподвижным» изоискусствам: скульптуре («застывший язык» тела и его движений), живописи, архитектуре.
  2.  Тон — напряжение, усилие, потребное для высказывания аффекта, длительного эмоционального состояния, безразлично —
  в музыкальном тоне или слове,— тон в своей эволюции выработался в тесной связи с эволюцией человеческого, «общественного» уха.
  3.  Выявление тона, «тонности», если оно — не выражение отдельного аффекта (крик, междометие), всегда становление, т. е. дано как непрерывность, текучесть, как «тонус голосово й», границы которого естественно определяются объемом дыхания и моментами вздоха. Непрерывность эта управляется ритмом и тембром. Последнее качество позволяет нам свободно различать голос матери, любимой женщины, своего ребенка и т. д. и т. д.; а также эмоционально-тембровый образ, независимый от смысла произносимого слова, фразы, но очень смысловой, содержательный в отношении
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *