=458=
образования гомофонного четырехголосного стиля, но в нем они приобрели конструктивно-интонационную закономерность, устойчивость и именно четкость, обобщенность формулы. Они содержат в наиболее сжатом, лаконичном строе существенные признаки лада и тональности, нередко сопутствуемые и мелодически-обобщенной интонацией основного напева или темы (к примеру, конец «Камаринской» Глинки или I части Девятой симфонии Бетховена). Интонационная чуткость в отношении мелодического и гармонического содержания и конструкции кадансов составляет один из характернейших признаков интеллектуально-стилевой деятельности, умного мастерства и обнаруживания «личного почерка» композитора (для наблюдения в данном отношении и данной области особенно любопытны Моцарт и Глинка).
  ПОСЛЕСЛОВИЕ31
  1.  Давняя тесная связь музыки и поэзии позволяет мне делить искусства на интонационные, искусства высказывания, произнесения (конечно, ритмо-высказывания, ибо нет тона, тонуса, «тонального», чем бы не управлял ритм), а значит, и преимущественно постигаемые слухом; и на искусства с ритмом и образами, зрительно выявленными, искусства «немые». Пантомима, танец, как «язык» тела, взгляда, рук, в этом отношении примыкают к «неподвижным» изоискусствам: скульптуре («застывший язык» тела и его движений), живописи, архитектуре.
  2.  Тон — напряжение, усилие, потребное для высказывания аффекта, длительного эмоционального состояния, безразлично —
  в музыкальном тоне или слове,— тон в своей эволюции выработался в тесной связи с эволюцией человеческого, «общественного»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *