=457=
из интонационно-стилевых основных качеств гомофонного
  четырехголосия. Добиться «самодеятельности» внутренних голосов, не заглушая чем-либо «лишним» основную мелодию и не допуская интонационных «случайностей» (например, удвоений или параллелизмов, превращающих четырехголосие в трех- и двухголосие),— в этом заключается своеобразная художественная выразительность четырехголосия, и на этом выработались закономерности или нормы голосоведения данного стиля, в общем сходные во всех учебниках гармонии, но трактуемые в них почти всегда отвлеченно, вне учета интонационной природы данных «правил».
  В сущности говоря, гомофония с ее четырехголосной тканью, с ее четкой конструктивной системой периодов (от танцевально-песенной или куплетной мелодики), с ее ясной симметрией и то-нико-доминантной сопряженностью как основным стимулом «продвижения» определила интонационные формулы, разделяющие и замыкающие становление периодов, так называемые кадансы. Это не значит, что кадансы не существовали до образования гомофонного четырехголосного стиля, но в нем они приобрели конструктивно-интонационную закономерность, устойчивость и именно четкость, обобщенность формулы. Они содержат в наиболее сжатом, лаконичном строе существенные признаки лада и тональности, нередко сопутствуемые и мелодически-обобщенной интонацией основного напева или темы (к примеру, конец «Камаринской» Глинки или I части Девятой симфонии Бетховена). Интонационная чуткость в отношении мелодического и гармонического содержания и конструкции кадансов составляет один из характернейших
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *