=457=
интонируемых голосов: одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- (и т. д.) голосие. С закреплением гомофонно-гармо-нического стиля четырехголосие стало признаваться за наиболее нормальный состав, обусловливающий полноту (интонационную насыщенность) музыкального движения и его ясность; это преимущество четырехголосия объясняется исчерпывающим количеством выявляемых гармонией необходимейших призвуков как резонаторов мелодии. Преодоление статики призвуков, обращение их в сопутствующие основной мелодии и в то же время почти самостоятельные мелодические голоса составляют одно из интонационно-стилевых основных качеств гомофонного
  четырехголосия. Добиться «самодеятельности» внутренних голосов, не заглушая чем-либо «лишним» основную мелодию и не допуская интонационных «случайностей» (например, удвоений или параллелизмов, превращающих четырехголосие в трех- и двухголосие),— в этом заключается своеобразная художественная выразительность четырехголосия, и на этом выработались закономерности или нормы голосоведения данного стиля, в общем сходные во всех учебниках гармонии, но трактуемые в них почти всегда отвлеченно, вне учета интонационной природы данных «правил».
  В сущности говоря, гомофония с ее четырехголосной тканью, с ее четкой конструктивной системой периодов (от танцевально-песенной или куплетной мелодики), с ее ясной симметрией и то-нико-доминантной сопряженностью как основным стимулом «продвижения» определила интонационные формулы, разделяющие и замыкающие становление периодов, так называемые кадансы. Это не значит, что кадансы не существовали
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *