=455=
различие между циклической формой сюиты и циклической формой симфонии и в самой сюите между, например, аллемандой и менуэтом настолько показательно и на слух и на глаз, что данная конфликтность проявляет себя наглядно и как конструктивно-ритмическая и как интонационно-выразительная в борьбе между ритмо-формулами механизированных движений, с их мерностью, и ритмо-мелодическим становлением.
  Интонационность форм cantus firmus'a и всех им обусловленных монотематических образований, вплоть до взаимодействия вождя и спутника в фуге, вполне понятна: это — стержни,
  которые направляют воспринимающее сознание в длительностях полифонического становления, и одновременно смысловые тезисы, четко схватываемые и фиксируемые памятью, обусловливающие протяженность развития.
  Чрезвычайно характерны в интонационной эволюции музыкальных форм вариационные формообразования с их трансформациями темы каждый раз в ином интонационно-выразительном качестве, вплоть до возможности раскрывать эмоционально-смысловое становление темы в историческо-стилевой преемственности или в интонационно-многогранном «расцвечивании» и динамизации эмоционального содержания темы. В этом смысле богатство вариационных форм неисчерпаемо, но, конечно, не может превзойти выразительные возможности непрерывно-логического становления сонатности или симфонических форм.
  Тональности, с точки зрения интонационной, являются перемещением данного звуковыразительного тонуса — пребывания в нормах определенной высотности — в новый высотный ряд, выше или ниже, более или менее напряженный. Модуляции — техника, приемы этих
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *