=454=
интервалов в старинной цыганской музыке
  и в цыганщине конца века. Не менее интересно наблюдать, как Чайковскому удается подымать этически выразительный уровень некоторых интервалов-интонаций, уже, казалось бы, стертых привычными оборотами бытового романса, и, наоборот, как некоторые решительно вульгарные обороты бытовой музыкальной интонации снижают художественную ценность тех или иных моментов даже его симфонической музыки. Все подобного рода явления отмечают выразительную роль интервала как интонационного барометра эпохи и ее стиля. Наблюдать их не менее интересно, чем эволюцию содержания слов и оборотов речи в языковой интонации и соответственные изменения в фонетике и морфологии.
  Перехожу к сжатым обобщениям из области строительства музыкальных форм в свете интонационной эволюции. Как общая линия развития, и здесь наблюдается тенденция к непрерывности звучания — отображение напряженно-непрерывного тонуса человеческой звукоречи как основы ее эмоционально-смысловой выразительности. Но всегда и постоянно эта тенденция «конфликтует» с очень яркой другой, идущей от обусловленности музыкального ритма не только процессами выразительно организованного дыхания, но и «немыми» интонациями жеста, шага, танцевального движения.
  Стопа с ее основной ямбической или трохеической сменой длительностей в простейшей своей формулировке играет в подобного рода звуковой архитектонике первенствующую роль и при отделении музыкальной интонации от поэтической в немалой степени содействовала возникновению диктатуры такта с его сильной, ударной первой долей. Понятно поэтому,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *