=452=
обертонности»); но эти явления обусловлены одним и тем же стремлением к созданию музыки как проявлению интеллектуализированной человечности. Отсюда последовательно вытекали умозрительные исследовательские работы в эпоху рационализма над обоснованием логики музыкального языка, особенно в сфере гармонии, и одновременно — остро интонационная оценка музыкальных явлений слушателями, т. е. всегда «проба на слух». Этим свойством особенно отличался не только музыкальный Париж XVIII века, но и Лондон (скажем, эпохи путешествий Гайдна), и-—менее — Вена, все-таки недооценивавшая великого гения музыки как живой интонационной речи — Моцарта.
  В жизни ладов, как отражений интонационного тонуса данной эпохи, выразительная роль интервалов крайне многогранна. В сущности, взаимодействие интервалов и их выразительные качества — чуткий барометр социальной значимости лада, его общественно-познавательной ценности. Лад неразвивающийся, застывший, становится своего рода кастовым явлением: в первобытных культурах его интервалы, из которых строятся характерные попевки, становятся магическими формулами, недоступными непосвященным, или своеобразными интонациями-законами. В Греции возникает целая этическая система-надстройка над ладовыми закономерностями, приводящая к интонационно ценному и показательному учению об этосе ладов, а следовательно, и интервалов. Очень любопытна интонационно-выразительная качественность китайской музыки.
  Застывание ладовой «интервалики» характерно для культовых интонационных систем, благодаря чему затрудняется и тормозится развитие их мелодических
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *