=452=
строительстве инструментов, где мы постоянно наблюдаем поиски все более и более чутких усилителей. И тут и там налицо тенденции к психо-реалистической выразительности звука, тесно связанные сперва с прогрессом многообразных форм концерта и — в дальнейшем — с эволюцией симфонизма. На первый взгляд кажется: нет взаимодействия между утонченным строительством скрипок, с изысканиями отзывчивых дек и «резонансных ящиков», и развитием гомофонии (мелодия как поверхность, опирающаяся на «глубину» аккордности, или «мелодия
  в воздушно-тембровой атмосфере обертонности»); но эти явления обусловлены одним и тем же стремлением к созданию музыки как проявлению интеллектуализированной человечности. Отсюда последовательно вытекали умозрительные исследовательские работы в эпоху рационализма над обоснованием логики музыкального языка, особенно в сфере гармонии, и одновременно — остро интонационная оценка музыкальных явлений слушателями, т. е. всегда «проба на слух». Этим свойством особенно отличался не только музыкальный Париж XVIII века, но и Лондон (скажем, эпохи путешествий Гайдна), и-—менее — Вена, все-таки недооценивавшая великого гения музыки как живой интонационной речи — Моцарта.
  В жизни ладов, как отражений интонационного тонуса данной эпохи, выразительная роль интервалов крайне многогранна. В сущности, взаимодействие интервалов и их выразительные качества — чуткий барометр социальной значимости лада, его общественно-познавательной ценности. Лад неразвивающийся, застывший, становится своего рода кастовым явлением: в первобытных культурах его интервалы, из
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *