=450=
как расширенное воздействие вводнотонности на диатонизм мажорного лада.
  Я уже указывал, что европейская гармония с точки зрения ладово-интонационной, т. е. как смыслово-выразительная данность, а не как акустический феномен, является своеобразной системой резонаторов тонов лада. Человек в своей борьбе за существование и в трудовой перестройке действительности
  через длительные стадии познавания ее берет себе «на потребу» сперва то, что ближе дано ему в опыте. Вполне возможно, что, создавая звучащие инструменты, он руководствовался опытом собственного интонирования, воспроизводя в них и процесс дыхания, и феномен «резонирования». Первобытный инструмент с непрерывно гудящим под примитивной мелодией басом имел в этом «органном пункте» отображение непрерывно напряженного голосового становления, обусловливающего процесс интонирования, т. е. звукоизъявления на основе данного тоно-высотного стиля. Через длительные ряды трансформаций этот «гудящий бас» становится сложной системой резонаторов мелоса, т. е. европейской гармонией. Не случайно мощное развитие ее стало возможным лишь после громадного события в эволюции европейской музыкальной интонации — после осознания стиля пения bel canto, пения на выразительном дыхании с естественно-органической культурой резонаторов, когда процесс пения перестал быть «инструментом в человеке», словно бы изолированным от человеческого организма, от всей природы человека (восточная манера пения), а превратился в пение-дыхание, в пение — выражение чувства и мысли, неотъемлемое от данной личности. Это открытие, повлияв
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *