=450=
мажоро-минор с чередованием большой и малой терции на первых трех ступенях. Возможны любопытные полутоновые понижения или повышения ступеней лада, качественно-стилево различные: то как пережитки некоторых «вагантствующих» («бродячих») полутонов средневековых культовых ладов, попавших в воинствующий мажор и закрепившихся в нем в стадии его становления; то как «чувствительная окраска», «хрома», возможно инкрустированная из восточной, особенно арабской лютневой культуры мелоса в эпоху и борьбы и соприкосновения в торговых связях; то как расширенное воздействие вводнотонности на диатонизм мажорного лада.
  Я уже указывал, что европейская гармония с точки зрения ладово-интонационной, т. е. как смыслово-выразительная данность, а не как акустический феномен, является своеобразной системой резонаторов тонов лада. Человек в своей борьбе за существование и в трудовой перестройке действительности
  через длительные стадии познавания ее берет себе «на потребу» сперва то, что ближе дано ему в опыте. Вполне возможно, что, создавая звучащие инструменты, он руководствовался опытом собственного интонирования, воспроизводя в них и процесс дыхания, и феномен «резонирования». Первобытный инструмент с непрерывно гудящим под примитивной мелодией басом имел в этом «органном пункте» отображение непрерывно напряженного голосового становления, обусловливающего процесс интонирования, т. е. звукоизъявления на основе данного тоно-высотного стиля. Через длительные ряды трансформаций этот «гудящий бас» становится сложной системой резонаторов мелоса, т.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *