=449=
сглаживание терции тяготеющим к ней сверху звуком, который отнюдь не является вводным тоном и не сразу образует самостоятельный интервал — кварту, а всего лишь прилегает к терции.
  Подобно рифмам в поэзии — парным, чередующимся, включенным или окаймленным,— элементы звукорядов могут следовать попарно друг за другом (простейший случай: два аналогичных — хотя качественно-интонационно различных — тетрахорда европейской мажорной гаммы), включаться друг в друга, подобно сцепленным тетрахордам античной музыки, или современному миксолидийскому ладу, или обратно-симметричным тетрахордам современных гексахордных мелодий, или же окаймляться октавой, имея центр — тонику внутри, например Фа-мажорный прелюд Шопена с его двумя миксолидийскими мелодическими линиями (доремифа-сольляси-бемольдо и фа — соль — ля си-бемоль до реми-бемольфа), окаймленными тоникой фа (гармонический бас и основная вершина мелодии). Возможно параллельное сосуществование ладов: например, мажоро-минор с чередованием большой и малой терции на первых трех ступенях. Возможны любопытные полутоновые понижения или повышения ступеней лада, качественно-стилево различные: то как пережитки некоторых «вагантствующих» («бродячих») полутонов средневековых культовых ладов, попавших в воинствующий мажор и закрепившихся в нем в стадии его становления; то как «чувствительная окраска», «хрома», возможно инкрустированная из восточной, особенно арабской лютневой культуры мелоса в эпоху и борьбы и соприкосновения в торговых связях; то
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *