=449=
этом в моем исследовании «Т ворческий метод Глинки, постигаемый через интонационный анализ „Руслана и Людмилы"»20).
  Если для примера обратиться к культурам более первобытных звукорядов, то пресловутую пятитонную гамму в различных ее стадиях точно так же можно наблюдать не как замкнутую сферу, а как полный жизни выразительный звукоряд. В нем далеко интонационно не безразличны ни расположение элементов (например, место малой терции), ни способы заполнения мелодических скачков, ни восполнение пентатоники полутоном, т. е. сглаживание терции тяготеющим к ней сверху звуком, который отнюдь не является вводным тоном и не сразу образует самостоятельный интервал — кварту, а всего лишь прилегает к терции.
  Подобно рифмам в поэзии — парным, чередующимся, включенным или окаймленным,— элементы звукорядов могут следовать попарно друг за другом (простейший случай: два аналогичных — хотя качественно-интонационно различных — тетрахорда европейской мажорной гаммы), включаться друг в друга, подобно сцепленным тетрахордам античной музыки, или современному миксолидийскому ладу, или обратно-симметричным тетрахордам современных гексахордных мелодий, или же окаймляться октавой, имея центр — тонику внутри, например Фа-мажорный прелюд Шопена с его двумя миксолидийскими мелодическими линиями (доремифа-сольляси-бемольдо и фа — соль — ля си-бемоль до реми-бемольфа), окаймленными тоникой фа (гармонический бас и основная вершина мелодии). Возможно параллельное сосуществование ладов: например, мажоро-минор
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *