=448=
новых опорностей или характерных «неустоев», например в истории европейской музыкальной интонации -— в эволюции полутона, в превращении полутона в вводный тон или эволюции тритонности.
  Напряженно-взрывчатые элементы европейского лада — вводный тон и тритон — являются своеобразным интонационным противоречием: они максимально неустои, вызывая для слуха наибольшее напряжение и своего рода «распад», и в то же время в них — своя самостоятельная природа, свое «особое качество», как и у консонансов. Знаменитая большая септима {соль-бемоль фа) в заключительном дуэте «Аиды» Верди не могла бы так пленительно звучать, если бы слух не пережил длительной эволюции полутонностей: к мыслимости столь широкого скачка с ходом от большой септимы вверх к октаве, причем звук фа интонируется столь вокально четко-самостоятельно как вершина септимы и в то же время «растет» как вводный тон к октаве. Только из последующего развития мелодической фразы к заполнению данного скачка ухо «выясняет», что фа все же поддержано как VII ступень звуком ми-бемоль (VI ступень), т. е. опирается на сексту звукоряда, а последняя— на квинту, ре-бемоль. В целом это одна из изумительных по своей пластической выразительности мелодий. Еще более глубоко проявляется жизнь лада в мелодиях Глинки, например на всем протяжении арии Гориславы («Любви роскош-
  ная звезда»), или в гениальном, единственном в своем роде Марше Черномора, или в балладе Финна, где при неизменности мелодической посылки жизнь лада развертывается в гармониях и тембрах как своего рода резонаторах
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *