=447=
непрерывность, тогда как первобытное глиссандо или какие-либо подражающие ему ладово-нейтральные гаммы и звукоряды только лишь стихийно, а не смыслово-образно воспроизводят базу звукоизъявления: тонность — выдерживание голоса на различных высотностях.
  Поэтому основной закон всякой мелодической речи — заполнение скачка непрерывным рядом тонов является естественным стремлением звукового аппарата человека вернуться от прерывности (слог, слово, тон, интервал) к непрерывности звуко-голосового произнесения. Но и в самой прерывности — в интонационно-осмысленном чередовании различных звуковысотно-стей — существуют более и менее устойчивые опорные тоны, к которым прилегают льнущие к ним, как к стержню и к ним соскальзывающие звуки. Возможно, что они возникают от «перескакивания» интонации при эмоционально-повышенном тонусе за данный нормальный предел. При частом повторе того или иного «заскока» он становится привычным и может обратиться в самостоятельный интервал, и тогда уже не соскальзывать к своему опорному тону, а притягивать к себе близлежащий «полутон». Знаменитая в истории европейской музыки система гексахордов, с моей точки зрения, отнюдь не является отвлеченно-схоластическим мудрствованием теоретиков-педагогов. Вероятно, она была одним из длительных этапов на пути интонации к завоеванию европейской октавы как цельности, как единства, и преодолеванием тетрахордности как исконной интонационной базы. Итак, жизнь лада непременно надо наблюдать в образовании и преобразовании опорностей, в прилегании, в притяжении к ним соседних звуков и в становлении
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *