=447=
интонационно-осмысленном чередовании различных звуковысотно-стей — существуют более и менее устойчивые опорные тоны, к которым прилегают льнущие к ним, как к стержню и к ним соскальзывающие звуки. Возможно, что они возникают от «перескакивания» интонации при эмоционально-повышенном тонусе за данный нормальный предел. При частом повторе того или иного «заскока» он становится привычным и может обратиться в самостоятельный интервал, и тогда уже не соскальзывать к своему опорному тону, а притягивать к себе близлежащий «полутон». Знаменитая в истории европейской музыки система гексахордов, с моей точки зрения, отнюдь не является отвлеченно-схоластическим мудрствованием теоретиков-педагогов. Вероятно, она была одним из длительных этапов на пути интонации к завоеванию европейской октавы как цельности, как единства, и преодолеванием тетрахордности как исконной интонационной базы. Итак, жизнь лада непременно надо наблюдать в образовании и преобразовании опорностей, в прилегании, в притяжении к ним соседних звуков и в становлении новых опорностей или характерных «неустоев», например в истории европейской музыкальной интонации -— в эволюции полутона, в превращении полутона в вводный тон или эволюции тритонности.
  Напряженно-взрывчатые элементы европейского лада — вводный тон и тритон — являются своеобразным интонационным противоречием: они максимально неустои, вызывая для слуха наибольшее напряжение и своего рода «распад», и в то же время в них — своя самостоятельная природа, свое «особое качество», как и у консонансов. Знаменитая большая септима {соль-бемоль
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *