=446=
закономерности легко помогут каждому, кто заинтересуется, вскопать указанные мною «поля слуховых изысканий» как реалистическую базу музыки.
  Становление лада всегда выражается в последовательном чередовании или одновременном комбинировании его интервалов: от скачка голоса к заполнению данного ряда и обратно — от заполнения к скачку. Сам по себе лад является поступенным (кварта, терция, тон, полутон — смотря по системе интонирования) чередованием закономерных для него ступеней. Человек, интонируя, т. е. осмысленно, руководясь интеллектом, произнося звук — и словесный, и музыкальный,— находится в пределах своего «голосового тонуса», «держания голоса на некоем уровне». Это становление речи управляется дыханием, динамизируется и нюансируется аппаратами резонаторов, регулируется ритмом долгих и кратких длительностей и акцентно-тони-ческим. Непрерывно напряженный процесс звукоизъявле-ния — тонность — отражен в многообразии ладов как «музыкальных образов» данного процесса, суммирующих каждый по-своему его непрерывность, тогда как первобытное глиссандо или какие-либо подражающие ему ладово-нейтральные гаммы и звукоряды только лишь стихийно, а не смыслово-образно воспроизводят базу звукоизъявления: тонность — выдерживание голоса на различных высотностях.
  Поэтому основной закон всякой мелодической речи — заполнение скачка непрерывным рядом тонов является естественным стремлением звукового аппарата человека вернуться от прерывности (слог, слово, тон, интервал) к непрерывности звуко-голосового произнесения. Но и в самой прерывности — в интонационно-осмысленном
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *