=446=
выражено там еще в классической оправе отклонения). Стоит внимательного наблюдения преодоление доминантности у Дебюсси, как и вообще «жизнь ладов» целостных, гибридных и экзотичных во французской музыке. Я очень много, долго и упорно размышлял над выразительной, смысловой проявляемостью «жизни лада». Здесь я только с предельной сжатостью обобщаю свои наблюдения, спеша направить мысль исследователей в данном направлении. Я постараюсь возможно экономнее изложить несколько безусловных закономерностей в качестве вывода из моих наблюдений. Эти закономерности легко помогут каждому, кто заинтересуется, вскопать указанные мною «поля слуховых изысканий» как реалистическую базу музыки.
  Становление лада всегда выражается в последовательном чередовании или одновременном комбинировании его интервалов: от скачка голоса к заполнению данного ряда и обратно — от заполнения к скачку. Сам по себе лад является поступенным (кварта, терция, тон, полутон — смотря по системе интонирования) чередованием закономерных для него ступеней. Человек, интонируя, т. е. осмысленно, руководясь интеллектом, произнося звук — и словесный, и музыкальный,— находится в пределах своего «голосового тонуса», «держания голоса на некоем уровне». Это становление речи управляется дыханием, динамизируется и нюансируется аппаратами резонаторов, регулируется ритмом долгих и кратких длительностей и акцентно-тони-ческим. Непрерывно напряженный процесс звукоизъявле-ния — тонность — отражен в многообразии ладов как «музыкальных образов» данного процесса, суммирующих каждый по-своему его
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *