=445=
секстой представляет собой одно из частых проявлений миксо-лидийского лада.
  Так называемые средневековые лады, т. е. в сущности внутриладовые метаморфозы «тетрахордов трех структур»
  (в зависимости от расположения полутонов внутри них), никогда не исчезали из европейской музыки. А в связи с углублением тенденций к народности у романтиков эти лады соприкасаются с диатоникой народной музыки и вновь плодотворно оживают, преодолевая своей ясностью, строгостью и даже интонационной суровостью чрезмерную экзальтационную чувствительность хроматизированной доминантности. Такое преодоление «тристановской» чувственности особенно показательно в русской музыке с ее сугубой народно-песенной ладовостью. Характерно также стремление преодолеть «распухшую доминантность» у Грига с его излюбленным поворотом вводного тона после тоники вниз к квинте (свойство, возможно, ведущее свой исток от народной норвежской песни, а в европейской музыке — от начальной фразы знаменитого Свадебного марша Мендельсона, хотя оно выражено там еще в классической оправе отклонения). Стоит внимательного наблюдения преодоление доминантности у Дебюсси, как и вообще «жизнь ладов» целостных, гибридных и экзотичных во французской музыке. Я очень много, долго и упорно размышлял над выразительной, смысловой проявляемостью «жизни лада». Здесь я только с предельной сжатостью обобщаю свои наблюдения, спеша направить мысль исследователей в данном направлении. Я постараюсь возможно экономнее изложить несколько безусловных закономерностей в качестве вывода из моих наблюдений. Эти
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *