=445=
Кстати сказать, в своих многогранных мелодических претворениях гексахорд большой сексты является одной из максимально популярных, всегда эмоционально-чутко воздействующих интонаций — от ранних романтиков и до сих пор. Мелодисты XIX века великолепно это чувствовали, строя на основе гексахордности с захватом полутона сверху или снизу различнейшие по стилю мелодии. Назову хоть три примера: «Форель» Шуберта, застольную песню из «Травиаты», «Увы, сомненья нет» из «Евгения Онегина». Гексахорд с захватом полутона над большой секстой представляет собой одно из частых проявлений миксо-лидийского лада.
  Так называемые средневековые лады, т. е. в сущности внутриладовые метаморфозы «тетрахордов трех структур»
  (в зависимости от расположения полутонов внутри них), никогда не исчезали из европейской музыки. А в связи с углублением тенденций к народности у романтиков эти лады соприкасаются с диатоникой народной музыки и вновь плодотворно оживают, преодолевая своей ясностью, строгостью и даже интонационной суровостью чрезмерную экзальтационную чувствительность хроматизированной доминантности. Такое преодоление «тристановской» чувственности особенно показательно в русской музыке с ее сугубой народно-песенной ладовостью. Характерно также стремление преодолеть «распухшую доминантность» у Грига с его излюбленным поворотом вводного тона после тоники вниз к квинте (свойство, возможно, ведущее свой исток от народной норвежской песни, а в европейской музыке — от начальной фразы знаменитого Свадебного марша Мендельсона, хотя оно выражено
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *