=443=
пользования интервалами как интонационно-выразительными «воздействователями» у Даргомыжского поразительно последовательна. Конечно, «содержание интервала» не дано раз навсегда в какой-либо словесной формуле. Оно всегда в соотношении, в процессе и в конкретно-исторической смысловой обусловленности. И в этом отношении — не менее последовательно и точно, чем содержание слова. Иначе говоря, выразительность каждого интервала мыслится безграничной, неизбывной, но исторически-конкретно и психо-реалистически она ограниченна. Кварта «Марсельезы» и кварта ■— характерный интервал Дон-Жуана в «Каменном госте» Даргомыжского качественно различны, ибо различна их интонационная направленность.
  Все, что тут сказано об интервалах, следует прилагать и к тональностям, интонационное содержание и выразительность которых обусловлены их «интервальными» соотношениями друг с другом, чем объясняются и близость и дальность их родства, тоже не абсолютные, а в историческом процессе конкретно постигаемые.
  Стоит только постигнуть, что лады, как и интервалы, суть выразительные данности музыки, а не формально-структурные элементы, как наблюдательному слуху раскрывается много-
  образная и многоговорящая жизнь лада в любую эпоху становления музыки. Так, в современной европейской музыке внутри всеобъединяющего мажорного лада всегда сосуществуют процессы ладовой дифференциации и интеграции, постоянно отражающиеся в музыкальных произведениях. Явление вводнотон-ности ведет к распространению ощущения вводного тона на многие ступени лада, что в свою очередь влечет
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *