=442=
принципе, а в разного качества резонаторах).
  Познанная в опыте необходимость для музыкальной интонации в четкой высотности и отсюда в постоянстве звукоотноше-ний обусловливает целесообразность отбора выразительных тонов и связей их (звукоарок), чем определяется и объясняется исключительная эмоционально-интонационная чуткость интервалов. В признании этой чуткости — ключ к уразумению реалистически-смысловых основ музыкального искусства.
  Значительное число лет проходит в истории музыки, когда музыкальная интонация вращается вокруг какого-либо характерного для данной эпохи интервала, словно интонационного центра, вокруг которого наслаиваются и простейшие, и сложные интонационные связи. Например, кварта в мелосе французской буржуазной революции, секста у романтиков как выражение своеобразного гексахордного лада, увеличенная кварта и уменьшенная квинта у русских кучкистов, культура квинт у французских импрессионистов. Выразительность этих явлений так бросается на слух, что нельзя отделываться от них, как от «формальных факторов». Есть композиторы, чье дарование исключительно тонко чувствует общественно-выразительную значимость данного интервала на данном отрезке времени и группируемых вокруг него популярнейших интонаций. И это чувство проявляется не только интуитивно, но вызывает в интеллекте композитора вполне осознанное «управление» эмоционально-смысловым воздействием таких-то и таких-то интервалов. Русские композиторы психо-реалисты, особенно Даргомыжский, Мусоргский и Чайковский, исключительно владели этим даром. «Неслучайность» пользования
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *