=441=
интервалов — расстояние или отношение между двумя звуками — очень узко и механистично, вернее статично, ибо дело тут не в «циркуле» и не в якобы условно закрепленных звуках. Прерывны слова и прерывны тоны, отдельные музыкальные звуки, но словесное и музыкальное чередование звучаний — это интонационные точки, «узлы», комплексы на непрерывно напряженной звуковысотности, на голосовом тонусе деревянной или медной трубки или тонусе смычка у скрипки. В этом смысле словесная или музыкальная «речь» непрерывна (с «цезурами» для вздоха). Найденные в опыте «звуко-арки» от данной до данной (в принципе любой) интонируемой «точки» закрепляются в сознании в результате повторов как вызывающие ожидаемое воздействие или образно-звуковое впечатление более или менее сходного качества. Это — причины и прообразы интервалов. Только в дальнейшей длительной эволюции возникает система связей выразительных звукоарок, подобная звездному атласу или мыслимой звукосети, накинутой на непрерывное звукостановление в пределах данной высотности, тембра и голосовой установки, словом — некоего «тонуса речи». Стихийное интонирование — аффективно-эмоциональный речевой тону с,— в сущности глиссандо, т. е. неразличимость отдельных тонов и их связей или соотношений. Мелодия — интел-лектуализированное отражение этой непрерывности звуковыяв-ления; неразличимость тонов становится тесно спаянной слитностью, т. е. одновременно и непрерывностью и прерывностью, что и является искусством вокализации (все равно: для человеческого голоса или, скажем, для кларнета или валторны; различие
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *