=441=
Найденные в опыте «звуко-арки» от данной до данной (в принципе любой) интонируемой «точки» закрепляются в сознании в результате повторов как вызывающие ожидаемое воздействие или образно-звуковое впечатление более или менее сходного качества. Это — причины и прообразы интервалов. Только в дальнейшей длительной эволюции возникает система связей выразительных звукоарок, подобная звездному атласу или мыслимой звукосети, накинутой на непрерывное звукостановление в пределах данной высотности, тембра и голосовой установки, словом — некоего «тонуса речи». Стихийное интонирование — аффективно-эмоциональный речевой тону с,— в сущности глиссандо, т. е. неразличимость отдельных тонов и их связей или соотношений. Мелодия — интел-лектуализированное отражение этой непрерывности звуковыяв-ления; неразличимость тонов становится тесно спаянной слитностью, т. е. одновременно и непрерывностью и прерывностью, что и является искусством вокализации (все равно: для человеческого голоса или, скажем, для кларнета или валторны; различие не в принципе, а в разного качества резонаторах).
  Познанная в опыте необходимость для музыкальной интонации в четкой высотности и отсюда в постоянстве звукоотноше-ний обусловливает целесообразность отбора выразительных тонов и связей их (звукоарок), чем определяется и объясняется исключительная эмоционально-интонационная чуткость интервалов. В признании этой чуткости — ключ к уразумению реалистически-смысловых основ музыкального искусства.
  Значительное число лет проходит в истории музыки, когда музыкальная интонация вращается вокруг какого-либо
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *