=439=
действенное. Я понял, что композиторы давно должны владеть тем, чем давно владеют поэты, романисты, ораторы: понимать и ценить восприятие, движимое общественным сознанием, не как «уступку вкусам презренной публики» (эту гордость давно надо бросить), а как явление, имеющее глубокое значение во всем формировании и становлении музыки, как пробу ее жизнеспособности. Я знаю, я вынужден был высказывать сжато и обобщенно и в виде гипотез многое, что для меня самого стало давно ясным; я хотел только дать путеводную нить тем, кто, быть может, найдет что-либо ценным и заслуживающим дальнейшей разработки в данных, все-таки очерковых, исследованиях. Жизнь покажет.
  И еще. Работа эта создавалась и вынашивалась среди многих треволнений и в мире действительности, и в творчестве, и в музыкальном искусстве. В нем же, несмотря на все борющиеся течения и направления, верно пока одно: веками человеческих усилий созданное классическое голосоведение. Как гордая скала, оно (вот уже почти два века) встречает восход и заход творческих индивидуальностей, стилей, технических средств, и как волны бурного моря испытуют жизнеустойчивость скалы, так смены творческих сил испытуют жизнеспособность классического голосоведения, закономерностью человеческой интонации оправданную.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Музыка, конечно, не могла возникнуть из эмоционально-возбужденной речи человека, потому что и самая речь людская, и музыкальная система интервалов, обусловливающая искусство музыкальных звуков, возможны только при наличии способности интонирования, т. е. звуковыявления, управляемого дыханием и осмысляемого деятельностью
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *