=439=
что-либо ценным и заслуживающим дальнейшей разработки в данных, все-таки очерковых, исследованиях. Жизнь покажет.
  И еще. Работа эта создавалась и вынашивалась среди многих треволнений и в мире действительности, и в творчестве, и в музыкальном искусстве. В нем же, несмотря на все борющиеся течения и направления, верно пока одно: веками человеческих усилий созданное классическое голосоведение. Как гордая скала, оно (вот уже почти два века) встречает восход и заход творческих индивидуальностей, стилей, технических средств, и как волны бурного моря испытуют жизнеустойчивость скалы, так смены творческих сил испытуют жизнеспособность классического голосоведения, закономерностью человеческой интонации оправданную.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Музыка, конечно, не могла возникнуть из эмоционально-возбужденной речи человека, потому что и самая речь людская, и музыкальная система интервалов, обусловливающая искусство музыкальных звуков, возможны только при наличии способности интонирования, т. е. звуковыявления, управляемого дыханием и осмысляемого деятельностью человеческого интеллекта. Музыка — всецело интонационное искусство и не является ни механическим перенесением акустических феноменов в область художественного воображения, ни натуралистическим раскрытием чувственной сферы. Как всякая познавательная и перестраивающая действительность деятельность человека, музыка руководится сознанием и представляет собою разумную деятельность. Чувственный, т. е. эмоциональный, тонус, неизбежно присущий
  музыке, не является ее причиной, ибо музыка—искусство интонируемого смысла. Оно обусловлено природой
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *