=438=
обстоятельность проведения мыслей, доказанность, обоснованность их. Не эмпирически, в импровизации, в творческом пламени находит Брамс «качество развития» своих тем, но они для его сознания ценны уже этим своим качеством, и словно они включились в произведение потому, что раньше, интонируя их в своем сознании, он познал их ценность, испытав их. И эмоционализм Брамса всегда воспринимается как обобщенное, выверенное, взвешенное наблюдение, а не как внушение сильного впечатления, хотя такие впечатления могли, должны были быть и были у Брамса, как и у Флобера.
  
Этим — пусть оно покажется субъективным сравнением я заканчиваю свое исследование. Все мною сказанное я проверил многолетними упорными наблюдениями, упорным воспитанием в себе внутреннего слуха, не абстрактного, а в постоянной проверке его интонационной восприимчивости. Мой личный скромный творческий опыт, точно так же направляемый интонационными заданиями себе самому, много дал мне возможностей претворять наблюдаемое в действенное. Я понял, что композиторы давно должны владеть тем, чем давно владеют поэты, романисты, ораторы: понимать и ценить восприятие, движимое общественным сознанием, не как «уступку вкусам презренной публики» (эту гордость давно надо бросить), а как явление, имеющее глубокое значение во всем формировании и становлении музыки, как пробу ее жизнеспособности. Я знаю, я вынужден был высказывать сжато и обобщенно и в виде гипотез многое, что для меня самого стало давно ясным; я хотел только дать путеводную нить тем, кто, быть может, найдет что-либо
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *