=438= великолепные темпераментные драматические страницы.
В этом великом эпическом симфонизме XIX века есть много общего с Флобером, и не только в выявлении мысли, которое у них у обоих всецело от интонации. Флобер старался видеть написанное им уже для себя услышанным; создавая, он говорил, интонировал свое повествование, вслух ища фразы, как Бетховен за фортепиано. Брамс как музыкант, композитор, конечно, интонационен в более глубоком смысле. Но сближает их обоих другое — то, что и кажется объективизмом, бесстрастным, нейтральным и холодным: сближает их обстоятельность проведения мыслей, доказанность, обоснованность их. Не эмпирически, в импровизации, в творческом пламени находит Брамс «качество развития» своих тем, но они для его сознания ценны уже этим своим качеством, и словно они включились в произведение потому, что раньше, интонируя их в своем сознании, он познал их ценность, испытав их. И эмоционализм Брамса всегда воспринимается как обобщенное, выверенное, взвешенное наблюдение, а не как внушение сильного впечатления, хотя такие впечатления могли, должны были быть и были у Брамса, как и у Флобера.
Этим — пусть оно покажется субъективным — сравнением я заканчиваю свое исследование. Все мною сказанное я проверил многолетними упорными наблюдениями, упорным воспитанием в себе внутреннего слуха, не абстрактного, а в постоянной проверке его интонационной восприимчивости. Мой личный скромный творческий опыт, точно так же направляемый интонационными заданиями себе самому, много дал мне возможностей претворять наблюдаемое в действенное.<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *