=432=
интонационного строя. Характерная для XIX века «нервность» интонации — отражение изменений всей психики человечества, и трудно было бы музыке как искусству интонации не «отразить» явлений, обычно называемых «нервностью», «нервной жизнью»; а не отразив их — не омертветь самой, не оторваться от характерной черты душевного строя современности.
  Колебания в сторону того или иного интонационного «состава лада», конечно, обострили — для восприятия — неуравно-
  
вешенность сопряжений звукоэлементов, потому что и сама композиторская мысль была отражением сложных общественных противоречий. Однако нельзя забывать, что в каждом искусстве бывают эпохи, когда высшая интеллектуальная закономерность и эстетическое равновесие достигаются не наглядностью «правильных соотношений», а через все видимости нарушения статики. А на расстоянии оказывается, что направляющий искусство , ум, испытуя силу сопротивляемости и выразительности исторически сложившихся норм художественного мышления и откидывая вялые, омертвелые средства «высказывания», направлял художественное творчество к прогрессу. Надо всегда помнить о великой триаде в области живописи: Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — о последнем в особенности. Никто из них не был неправ. Вот если нет направляющей мысли, идеи, то говорить нечего: мимолетные человеческие суждения, пусть и содержательные, и волнующие, и очень необходимые в текущей жизни, все-таки — лишь суждения. Так и во всех видах искусства, так и в музыке. Например: устойчивость, коренная и вековая,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *