=430=
высказываниях-выражениях. Аллегро I части Пятой симфонии служит характернейшим образом-символом становления формы значительной части произведений симфонической музыки XIX века: в них основное, направляющее — градация звучности, ступени и интонационные «составы» которой крайне многолики.* Тут и сжатые «стреттные» наслоения, и статика накопления звучностей на «органном пункте», словно останавливающем становление мысли ради собирания выразительной силы, тут и контрастные сопоставления тональностей с постепенным заполнением «прорыва» тональностями связующими (как в народной мелодике — постоянство чередований хода на широкий интервал и его посту-пенного выравнивания). Обобщая, можно сказать, что ни одно из имевших место интонационно закономерных «сопряжений» интервалов в мелодике прошлого европейской музыки не теряется в симфонизме XIX века, переинтонируясь в больших масштабах, в более мощных выразительных пластах музыки, но подтверждая тем самым определившиеся основные действующие силы музыкального оформления. Эти же силы обусловлены столь же определившимися в эволюции интонации несколькими
  
«константами» — постоянностями музыкального высказывания, выявления мышления.
  Не надо преувеличивать возрастание значения доминантовой «неустойчивости» и возникновение от нее якобы «расслабленности» лада. Интонационная сила «вводнотонности» действует двояко: и как направленность, целеустремленность к тонике, и как задержка, «пролонгация» напряжения этой направленности. То и другое
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *