=430=
«прорыва» тональностями связующими (как в народной мелодике — постоянство чередований хода на широкий интервал и его посту-пенного выравнивания). Обобщая, можно сказать, что ни одно из имевших место интонационно закономерных «сопряжений» интервалов в мелодике прошлого европейской музыки не теряется в симфонизме XIX века, переинтонируясь в больших масштабах, в более мощных выразительных пластах музыки, но подтверждая тем самым определившиеся основные действующие силы музыкального оформления. Эти же силы обусловлены столь же определившимися в эволюции интонации несколькими
  
«константами» — постоянностями музыкального высказывания, выявления мышления.
  Не надо преувеличивать возрастание значения доминантовой «неустойчивости» и возникновение от нее якобы «расслабленности» лада. Интонационная сила «вводнотонности» действует двояко: и как направленность, целеустремленность к тонике, и как задержка, «пролонгация» напряжения этой направленности. То и другое зависит от качества высказывания, т. е.— в какой строй идей и чувствований включаются данные «силы». Либо целеустремленность к тонике обращается в назойливое повторение ее, изымающее всякую убедительность (как это и случалось в самых различных формах и жанрах), либо «вводнотонность» от чувствительной «рассыпчатости» ее окружения теряла силу целеустремленности (в так называемой «салонной» музыке, а также в интонационной «уютности» музыки домашней, «семейственной»); либо, обратно, насыщение «вводнотонности»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *