=426=
последовало «впитывание» старинных ладов в сферу вводнотонности; это была проверка на интонационном опыте их жизнеспособности: старинные лады обобщались в мажорном ладу и «подражали» ему. Далее, из все более тонкого сопряжения полутонов началось сложное интонирование, «переосмысление» ступеней мажорного лада с перенесением «чувства вводного тона» на наиболее необходимые для разрастания сферы доминантности ступени лада. Например, повышение IV ступени, заостряя вводнотонность, совсем уничтожает еще чувствуемую тетрахордность, делившую звукоряд на две аналогичные половины. Повышение II ступени усиливает доминантность. Наоборот, понижение II ступени, вводя вводный тон сверху, обостряет стремление к точке опоры, к тонике. Понижение VI ступени лада при повышенной IV ступени вызывает много различных внутриладовых интонационных «переосмыслений».* Почти
  
через весь XIX век проходит интонационное «испытание» выразительных качеств вводнотонности на множестве произведений, чему противопоставляется усиление воздействия диатоники путем скрещивания мажорного лада и его «тональных метаморфоз» с разнообразнейшими ладами, и давнеевропейскими и «экзотическими».
  Примеров тому множество и в XIX веке и в XX, до наших дней. Музыка Шопена насквозь пронизана сложной связью и перекрещиванием обостренной вводнотонности и утонченной доминантности с народно-ладовой диатоникой. Это взаимодействие, с поразительной закономерностью проведенное, обусловливает исключительную жизнеспособность, выразительность
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *