=426=
тетрахордность, делившую звукоряд на две аналогичные половины. Повышение II ступени усиливает доминантность. Наоборот, понижение II ступени, вводя вводный тон сверху, обостряет стремление к точке опоры, к тонике. Понижение VI ступени лада при повышенной IV ступени вызывает много различных внутриладовых интонационных «переосмыслений».* Почти
  
через весь XIX век проходит интонационное «испытание» выразительных качеств вводнотонности на множестве произведений, чему противопоставляется усиление воздействия диатоники путем скрещивания мажорного лада и его «тональных метаморфоз» с разнообразнейшими ладами, и давнеевропейскими и «экзотическими».
  Примеров тому множество и в XIX веке и в XX, до наших дней. Музыка Шопена насквозь пронизана сложной связью и перекрещиванием обостренной вводнотонности и утонченной доминантности с народно-ладовой диатоникой. Это взаимодействие, с поразительной закономерностью проведенное, обусловливает исключительную жизнеспособность, выразительность всех элементов формы, всегда раскрывающейся в непрерывном интонационном становлении; а в результате восприятия остается в сознании ощущение ясности, стройности, уравновешенности, «тоничности» музыки-мысли, независимо от нервности ее эмоционального тона. У Шопена все, каждая интонационная деталь, организует лад, как будто колебля его.
  То же с формой. Например, можно спорить о схемах-конструкциях его баллад. А в них-то мысль Шопена течет с убедительнейшей закономерностью благодаря неискоренимо убедительной интонационной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *